Эта социально-психологическая позиция проявляется еще более отчетливо в комментарии Дюркгейма по поводу «принуждения», где дается точное описание феномена амбивалентности, являющегося для психоанализа несомненным признаком принуждения. «Принудительной силой, которую мы приписываем социологическим фактам, отнюдь не исчерпывается это понятие — они обнаруживают и противоположное свойство. Ведь социальные институты не просто навязываются нам, мы их еще и сами признаем. Они обязывают нас, но они для нас представляют ценность, они принуждают нас, но мы находим свой смысл в их функции и даже в принуждении». Дюркгейм считает, что социальное может быть объяснено только социальным и что над нами властвует социальное принуждение. Оно навязывает нам убеждения и обычаи, «которые властвуют над нами в силу своего внутреннего содержания, ибо они полностью содержались в каждом из нас» (там же, 98).

Здесь проявляется идентичность социальной системы и системы личности, которая, согласно Дюркгейму, становится познаваемой благодаря «социальному». Человек, по его мнению, является продуктом длительных социальных процессов. Тем не менее существует фактор собственной природы человека; он образует источник, благодаря которому оказывается возможным противопоставление индивида обществу. Хотя Дюркгейм, особенно в своей работе о самоубийстве, отвергал психологию в построении социологии, сам он «фактически занимался социальной психологией» (Kцnig 1958,299).

Влияние Дюркгейма проявилось в стремлении французских социологов создать социальную психологию, в которой в равной-мере были бы задействованы психологи и психиатры. В дальнейшем развитие французскими социологами подхода Дюркгейма существенно повлияло на становление социальной психологии в США.

Впрочем Ганс Ангер считает, что социальная психология является ветвью американской социологии и там получила свое «законное крещение в качестве социальной психологии-, где с самого начала она выступала в качестве важнейшей формы всей социологической теории и практики» (Anger 1965, 640).

Понятие «социальная психология» появилось в 1897 году как подзаголовок книги Джеймса M Болдуина. Если во Франции развитие социальной психологии затормозилось в результате полемики Дюркгейма с психологическими представлениями Тарда, то с американской социальной психологией это произошло из-за теории инстинктов Макдугалла. Подражание и внушение являются у Тарда основными элементами психологии, которые демонстрируют власть общества над индивидом Макдуталл же объясняет каждый ответ человека на общественные требования инстинктами, например стадным влечением, и инстинктивными импульсами к самоуничижению. Социальное поведение осуществляется в общем поведении человека благодаря врожденным инстинктам, которые отчасти являются необычайно специфицированными. «Наследственные данности, врожденные инстинкты, привычки» представляют собой основные понятия социальной психологии Макдугалла. Его ученики и последователи выявили многочисленные врожденные инстинкты; Макдугалл называл их просто «тенденции» (McDougalll908).

Свидетельством успеха Макдугалла — даже Фрейд часто ссылался на него — является 25 изданий его работ. Кроме того, после Второй мировой войны, то есть почти через пятьдесят лет после первой публикации, в Германии с большим успехом было переиздано «Введение в социальную психологию». Макдугалл понимает новую ветвь социологии, социальную психологию, как прикладную индивидуальную психологию. Он структурировал предмет своего исследования дефинитивно, а его теория инстинктов соответствовала духу времени. Другие попытки создать социальную психологию как самостоятельную дисциплину остались незамеченными. Американцы уже с 80-х годов прошлого века уделяли обобществленному человеку столько же внимания, как самим социальным процессам и образованиям. Взаимодействием между человеком и обществом объясняется развитие человеческого Я. Этот тезис находит четкое выражение у Кули (Cooley 1902). Он говорит, что отношение человека к обществу не является антитетическим и индивид не предшествует социальной группе ни во временном, ни в причинном аспекте. «Человек и общество рождаются одновременно». Личное Я развивается в результате комплексного взаимодействия, основанного на интерперсональном восприятии. Я пред^ ставляет собой «зеркальное Я». Человеческое Я познает себя через рефлексию того, каким его Я кажется людям, как оно ими воспринимается, понимается и оцени* вается. Кули считает, что первоначальное чувство себя превращается в самосознание только благодаря этим субъективно окрашенным отражениям; без человеческой интеракции подобного рода Я возникнуть не может. Кули принадлежит также понятие первичных групп, которые, собственно, и являются питательной почвой природы человека. Группы выступают важнейшими посредниками и проводниками всех общественно-культурных влияний. Здесь возникают системы отношений и паттерны поведения, а также личные идеалы, благодаря которым человек социализируется.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Смотрите также

Хаинц Гартманн и современный психоанализ
Хайнц Гартманн (1894—1970), выдающийся психоаналитик второго поколения, был одним из тех, кому выпало продолжить пионерскую работу, начатую в первые десятилетия XX века Фрейдом и его соратниками. ...

Психотерапия (поведенческая психотерапия)
Психотерапия - это наука о влиянии слова на психику, а через нее на весь организм человека с целью сохранения и восстановления здоровья. Инструментом влияния является язык врача. Применение психотера ...

Очерк теории практического мышления
Мышление едино, но имеет различные виды и формы [123]. Некоторые из них изучены лучше, детальнее, например, теоретическое мышление, мышление академическое, мышление в лабораторных условиях. Это об ...