Отец как вторичный объект вынуждает к отделению от матери, вызывающему у ребенка неприятные чувства; но он пробуждает одновременно интерес к миру; из которого он происходит и который существует по ту сторону дуального союза с матерью.

Благодаря разделению объектных отношений на мать и отца ребенку становит- ся проще катектировать все большее число объектов; его восприятия становятся мно- начисленными, дифференцированными и контрастными. Это, однако, требует раз- вития психических и социальных способностей.

Первые объектные отношения — симбиотические отношения с матерью — сохра-няются несколько недель, пока у младенца не появляется восприятие физического раз-деления, существующего между ним и матерью, то есть восприятие того, что источник голода и неудовольствия находится в нем самом но источник удовлетворения — во- в вне. Голод является первым признаком разделения, и он же одновременно является сти-

мулом к тому, чтобы это разделение преодолеть. Когда ребенок кормится и в результате исчезает порождаемое голодом неудовольствие, часть внешнего мира, которая приносит удовлетворение, интроецируется младенцем. При этом к ощущениям во рту, глотке и желудке добавляются обонятельные, осязательные и кинестетические ощущения. Все системы, задействованные в восприятии влечений, удовлетворении и отделении от матери, связаны с восприятием импульсов (см статью П. Цизе в т. О); здесь образуются части мира представлений ребенка, который я называю «общей интроек-цией». Этот общий интроект очень сложен, дифференцирован; он является амбивалентным. Действенность того, как и в какой форме интроект катектируется позитивными и негативными чувствами ребенка, нельзя переоценивать. Поскольку вначале ребенок не может сделать различия между внешним миром и внутренним, при сохранении неудовольствия у него возникают чувства гнева и бессилия; последующее удовлетворение его потребностей уже не может воспрепятствовать тому, что интроециро-ванный объект, мать, в аспекте переживания влечений становится амбивалентным. Мать добрая, когда она кормит, заботится, дает тепло и тд. Любое неудовлетворение воспринимается как отказ, как фрустрация, и мать Становится злой. Интроецирован-ный объект сливается в восприятии влечений с собственной персоной. Таким образом, представление об объекте и представление о себе связываются воедино и закладываются основы представления о добре и зле (см об этом главу «О теории процессов Я»: Eicke 1972).

Первый объект ребенка биологически зафиксирован в матери, отношение к ней управляется парой противоположностей прикрепления и отделения, которая предопределена филогенетически (Hermann 1936). В обоих вариантах этой динамики отношений ребенок находится в подвешенном состоянии напряжения между двумя целями: остаться с матерью и идентифицироваться с ней или отделиться от нее и обрести себя и свободу. Обе формы удовлетворения обеспечивают удовольствие, которое, однако, с легкостью исчезает и преобразуется в тревогу. В стремлении присоединиться ребенок пытается воспроизвести первичное состояние неразрывного дуального единства перед рождением; стремление отделиться усиливает удовольствие, получаемое от восприятия и расширения мира. Модус чередования обоих переживаний воспроизводится в последующем социальном поведении человека. Если мать терпимо относится к желанию ребенка отделиться и при этом удовлетворяет его потребность в присоединении, то в дальнейшем ему легко будет справиться с той или иной ситуацией в партнерских отношениях. Ибо и взрослый человек тоже испытывает потребность в том, чтобы побыть одному, в новых привязанностях и защищенности. Он с удовольствием остается один и неожиданно, не сознавая причин, испытывает потребность в прочной привязанности: он без страха может «отправиться на поиски» и отделиться, но также привязаться, если мать относилась с терпением к смене его желаний. Устранению изоляции младенца и достижению общего понимания на втором году жизни служит также речь. Она избавляет от ощущения разобщенности и обеспечивает возможность самостоятельного присоединения. В человеческом поведении чередование присоединения и отделения является универсальным — его можно обнаружить у всех людей.

Благодаря опыту присоединения и отделения у ребенка возникает потребность в тайне, изоляции и уединенности. Тайна препятствует полному слиянию при идентификации с первым объектом, которое может привести к потере своеобразия. Слияние также является одним из источников социальных отношений. В момент рождения благодаря дыханию переживается единство с мировой атмосферой, во вре-^я приема пищи — единство с объектами. От слияния благодаря дыханию с мировой атмосферой человек уже не может освободиться. Но благодаря сну мы невольно уклоняемся от слияния с миром объектов. Таким образом, сон является первой

Страницы: 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25

Смотрите также

Методический инструментарий для учебных занятий по анализу конфликтов и ведению переговоров
Будьте самоучками - не ждите, чтобы вас научила жизнь. Станислав Ежи Лец Особенности психологического экспериментирования, при котором предметом моделирования и изучения является конфликт, состоят ...

Учетная политика
Под учетной политикой хозяйствующего субъекта в соответствии с ПБУ 1/98 "Учетная политика предприятия" понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета первичного ...

Психотерапия (поведенческая психотерапия)
Психотерапия - это наука о влиянии слова на психику, а через нее на весь организм человека с целью сохранения и восстановления здоровья. Инструментом влияния является язык врача. Применение психотера ...