Отец как вторичный объект вынуждает к отделению от матери, вызывающему у ребенка неприятные чувства; но он пробуждает одновременно интерес к миру; из которого он происходит и который существует по ту сторону дуального союза с матерью.

Благодаря разделению объектных отношений на мать и отца ребенку становит- ся проще катектировать все большее число объектов; его восприятия становятся мно- начисленными, дифференцированными и контрастными. Это, однако, требует раз- вития психических и социальных способностей.

Первые объектные отношения — симбиотические отношения с матерью — сохра-няются несколько недель, пока у младенца не появляется восприятие физического раз-деления, существующего между ним и матерью, то есть восприятие того, что источник голода и неудовольствия находится в нем самом но источник удовлетворения — во- в вне. Голод является первым признаком разделения, и он же одновременно является сти-

мулом к тому, чтобы это разделение преодолеть. Когда ребенок кормится и в результате исчезает порождаемое голодом неудовольствие, часть внешнего мира, которая приносит удовлетворение, интроецируется младенцем. При этом к ощущениям во рту, глотке и желудке добавляются обонятельные, осязательные и кинестетические ощущения. Все системы, задействованные в восприятии влечений, удовлетворении и отделении от матери, связаны с восприятием импульсов (см статью П. Цизе в т. О); здесь образуются части мира представлений ребенка, который я называю «общей интроек-цией». Этот общий интроект очень сложен, дифференцирован; он является амбивалентным. Действенность того, как и в какой форме интроект катектируется позитивными и негативными чувствами ребенка, нельзя переоценивать. Поскольку вначале ребенок не может сделать различия между внешним миром и внутренним, при сохранении неудовольствия у него возникают чувства гнева и бессилия; последующее удовлетворение его потребностей уже не может воспрепятствовать тому, что интроециро-ванный объект, мать, в аспекте переживания влечений становится амбивалентным. Мать добрая, когда она кормит, заботится, дает тепло и тд. Любое неудовлетворение воспринимается как отказ, как фрустрация, и мать Становится злой. Интроецирован-ный объект сливается в восприятии влечений с собственной персоной. Таким образом, представление об объекте и представление о себе связываются воедино и закладываются основы представления о добре и зле (см об этом главу «О теории процессов Я»: Eicke 1972).

Первый объект ребенка биологически зафиксирован в матери, отношение к ней управляется парой противоположностей прикрепления и отделения, которая предопределена филогенетически (Hermann 1936). В обоих вариантах этой динамики отношений ребенок находится в подвешенном состоянии напряжения между двумя целями: остаться с матерью и идентифицироваться с ней или отделиться от нее и обрести себя и свободу. Обе формы удовлетворения обеспечивают удовольствие, которое, однако, с легкостью исчезает и преобразуется в тревогу. В стремлении присоединиться ребенок пытается воспроизвести первичное состояние неразрывного дуального единства перед рождением; стремление отделиться усиливает удовольствие, получаемое от восприятия и расширения мира. Модус чередования обоих переживаний воспроизводится в последующем социальном поведении человека. Если мать терпимо относится к желанию ребенка отделиться и при этом удовлетворяет его потребность в присоединении, то в дальнейшем ему легко будет справиться с той или иной ситуацией в партнерских отношениях. Ибо и взрослый человек тоже испытывает потребность в том, чтобы побыть одному, в новых привязанностях и защищенности. Он с удовольствием остается один и неожиданно, не сознавая причин, испытывает потребность в прочной привязанности: он без страха может «отправиться на поиски» и отделиться, но также привязаться, если мать относилась с терпением к смене его желаний. Устранению изоляции младенца и достижению общего понимания на втором году жизни служит также речь. Она избавляет от ощущения разобщенности и обеспечивает возможность самостоятельного присоединения. В человеческом поведении чередование присоединения и отделения является универсальным — его можно обнаружить у всех людей.

Благодаря опыту присоединения и отделения у ребенка возникает потребность в тайне, изоляции и уединенности. Тайна препятствует полному слиянию при идентификации с первым объектом, которое может привести к потере своеобразия. Слияние также является одним из источников социальных отношений. В момент рождения благодаря дыханию переживается единство с мировой атмосферой, во вре-^я приема пищи — единство с объектами. От слияния благодаря дыханию с мировой атмосферой человек уже не может освободиться. Но благодаря сну мы невольно уклоняемся от слияния с миром объектов. Таким образом, сон является первой

Страницы: 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25

Смотрите также

Управленческие процессы
Уровень развития информационного пространства начинает самым непосредственным образом влиять на экономику, деловую и общественно-политическую активность, граждан, другие стороны жизни общества. Ин ...

Организация рационального питания
Изучение радиационных воздействий на организм человека показывает, насколько опасно влияние радиации. Причем, как показали последние исследования, действия малых доз радиации на человека в большой ...

Психоанализ в Восточной Европе
Изначально понятие «Восточная Европа» использовалось как чисто географическое наименование. К нему относили местность и государства восточный части Польши, европейскую Россию и Украину, Прибалтику ...