Процесс образования базовой структуры сопровождается развитием собственного внутреннего мира ребенка, мира фантазий и желаний, населенного нереальными и реальными образами окружающих его объектов, их частей и функций. И даже будучи взрослыми, мы вначале воспринимаем в людях и предметах только их части и функции; это продолжается довольно долго, пока мы не начинаем видеть «целое» вещи и понимать человека в целом.

Вначале внутренний образ объекта пробуждается только напряжением, вызываемым потребностью: например, образ функции кормящей матери, вызываемый голодом. Спустя некоторое время объект может вызываться в представлении независимо от внешнего мира: ребенок отдалился от внешнего мира благодаря своим внутренним образам и стал способен проявлять свою индивидуальность. Примерно на шестом месяце благодаря интроекту целостной матери он как угодно может обращаться с внутренними образами: желать, фантазировать, играть и думать; он может создавать для себя мать, а это является основой креативности.

В результате вынужденного вначале отказа от глобального цепляния за мать он может теперь самостоятельно воспринимать другие многочисленные функции матери, которые не обращены на него самого. Вследствие этого нарушается достигнутое ранее равновесие, и от ребенка опять требуется толерантность. Здесь мы видим психическую аналогию с эмбриональным периодом, когда необходимо было отказаться от физиологических образований ради новых возможностей.

Внешне нарушение равновесия проявляется в виде так: называемой тревоги восьми месяцев, возникающей у ребенка. После травм, причиненных отцом в дородовой период, после травмы рождения и отдаления от матери ему угрожает новая травма. Ребенок видел в матери функцию самого себя и воспринимал себя как функцию матери. Другие функции не воспринимались, исключались из антиципации и подвергались защите с помощью самых разных фантазий, отрицания и вспышек агрессии,

Восприятие матери как набора функций, из необозримого множества которых к ребенку обращена только одна, вновь повергает его в смятение и оживляет ощущения неопределенности, которые возникали у него в эмбриональный период, при рождении и в результате отделения, Хаос исчезаег, когда ребенку становится понятной пригодность не обращенных к нему функций матери. С помощью чуждых функций он может обрести доступ к новым добавляющим удовольствие объектам, открыть для себя новые миры и благодаря этому стабилизироваться. Этой травмой, потерей I в «быть» и в «иметь», окончательно завершается симбиоз с матерью. Приобретаются I новые внутренние образы реальности; отныне в каждой антиципации, в каждом по- I ступке и во всех представлениях присутствуют следы этой травмы. Они содействуют I поиску объекта, связь с которым оказалась бы более надежной, чем с матерью. Фан- I тазия и желание «Навсегда и всецело мой» имеют здесь свою основу.

Далее, всем отношениям присуща тенденция к сепарации и отделению, побуж- Iдающая к поиску новых объектов. На какое-то время новым объектом может быть также сам человек; поиск ведет к установлению отношений с далекими и чуждыми Iобъектами. Щ

Сепарация, если ее понимать как тенденцию к аутотомии, может «вырывать» I в двойном значении: что-то отрывать от себя, словно частицы кожи при зуде; но «вы- I рывать» означает также уход и сопровождается чувствами бессилия, хотя это и яв- | ляется активным действием по сравнению с вынужденным отделением. Германн ' (Hermann 1936) считает процесс отделения в пассивном и активном переживании | предварительной стадией нарциссизма и мазохизма; цепляние является предвари-тельной стадией любви и агрессии, ференци (Ferenczi 1924) рассматривает болезненное отделение от объекта как «целительную тенденцию»; сохраняющаяся в течение I всей жизни тенденция к аутотомии помогает нам в развитии, в дальнейшей жизни i и, наконец, в смерти.

То и другое отчетливо проявляется в случае неправильного развития ребенка. I Мазохистское причинение себе вреда как возмещение утраченного объекта мы обна- I руживаем в грызении ногтей, расчесывании, выдергивании волос Таким образом осуществляется частичное отделение от объектов, принадлежавших ранее к телесному Я. I Переживаемое при этом возбуждение, окрашенное сексуальными и агрессивными чувствами, может ощутить любой взрослый; при постоянном повторении оно ведет к возникновению мазохистской перверсии. 3 случае физического и психического мазохизма часть волос, ногтей или кожи становится настолько чуждой вследствие расщеп- I ления Я, что может отделяться от Я. Наряду с примитивным способом исцеления удаление ставших опасными «посторонних» частей тела является также выражением вновь возникшего возбуждения, которое в течение нескольких месяцев сопровождало весь процесс отделения от матери. Б качестве первичного опыта в основе этого процесса лежит отделение от матери при рождении, следствием которого явилась утрата физического дуального единства. Но это отделение от матери приносит одновременно радость от самостоятельного существования и дыхания как новой возможности переживаний и самоощущения. Циркуляция крови при рождении вследствие физи-ческого отделения от матери и плаценты является физическим отображением отказа от идентификации, которое выражается в переживании удовольствия при расчесы- I вании, кусании себя и других аналогичных действиях. Оно свидетельствует об отказе от полного объединения при идентификации и означает, что травма отделения воспринимается не просто как вынужденная, а как^желанная самим ребенком. Благодаря этому отделение становится добровольным действием Примером из поведения взрослых служит «crime passional», «преступление из страсти», когда убийца исцеляет себя тем, что обретает свободу, актом убийства делая вынуждаемое партнером отделение полным и окончательным. Здесь также можно обнаружить характерное для существования плода, для момента рождения и для оргазма пароксизмальное упоение. Сли- I яние-объединение, аутотомия, сепарация и упоение в наиболее полном и концент- I рированном виде проявляются при оргазме.

Страницы: 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27

Смотрите также

Учетная политика
Под учетной политикой хозяйствующего субъекта в соответствии с ПБУ 1/98 "Учетная политика предприятия" понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета первичного ...

Управленческие процессы
Уровень развития информационного пространства начинает самым непосредственным образом влиять на экономику, деловую и общественно-политическую активность, граждан, другие стороны жизни общества. Ин ...

Методический инструментарий для учебных занятий по анализу конфликтов и ведению переговоров
Будьте самоучками - не ждите, чтобы вас научила жизнь. Станислав Ежи Лец Особенности психологического экспериментирования, при котором предметом моделирования и изучения является конфликт, состоят ...