В ранних объектных отношениях мы обнаруживаем состояния сохраняющегося напряжения при отделении и объединении. Если мать уважает индивидуальность ребенка во всех проявлениях, то ребенок может понять: «Мать — это не я, но она со мной I

рядом». И ребенок готов таюке отдать ей часть себя самого. Только так он может управлять энергиями влечений в непрекращающемся потоке возбуждения при установлении первых социальных отношений и перерабатывать переживания таким образом, что появляется регулятор, который поддерживает равновесие.

Ранние социальные отношения ребенка протекают, оставляя два разных следа. Первый след проявляется для нас в виде бесцельной поисковой активности — желании дотронуться до объектов, их схватить, получить и приобщиться к ним в контакте с матерью, Второй след появляется после рефлекторного зрительного контакта, сопровождаемого улыбкой, благодаря которому ребенок соприкасается с внешним миром и получает возможность разделить его радости. Два следа относятся к двум разным уровням восприятия. Все органы чувств с самого начала задействованы в восприятии внешних раздражителей и спустя некоторое время могут использоваться ребенком для установления контактов. Улыбка же, первое социальное поведение младенца, понимаемое окружением как контакт, представляет собой бесцельную поисковую активность; она является признаком, обусловленным созреванием, врожденным пусковым механизмом (ВПМ).

src=Управляемое восприятие и возврат к филогенетически установленному паттерну стимул-реакция объединяются в схему поведения, которая обеспечивает участие ребенка в мире внешних объектов. Благодаря этой схеме диффузная нецеленаправленность новорожденного может смениться целенаправленным обращением, и в дальнейшем собственный внутренний мир ребенка может подкрепляться со стороны окружения. Все части, задействованные в образовании этой схемы, прежде всего участие во внешнем мире и подтверждение им индивидуальности, могут развиваться неправильно.

В таком случае контакты ребенка будут фрагментарными; для нарушений контактов характерны сомнение в себе и стремление к изоляции. Ребенок уже не может проявлять доверие взглядом и улыбкой, он остается на уровне полиморфных ядер Я абсолютно диффузной потребности в симбиотических контактах. Поиск взгляда и улыбки у взрослого тоже является признаком независимой организации в Я, которое от поиска контактов, обусловленного примитивными инстинктивными потребностями, перешло к осмысленному участию в окружающем мире.

Значение матери, отца и родителей как пары для развития ранних социальных отношений можно продемонстрировать на примере двух крайних случаев: если родители живут в непроницаемом, герметичном партнерстве и прочно утвердились в социальном окружении, то у ребенка не остается возможности воспринимать родителей по отдельности; он их воспринимает только как пару. Такой ребенок не может вклиниться между родителями, он ощущает себя всеми покинутым и внутренне закрывается. В результате он слишком рано начинает контролировать аффекты и отказывается от влечений: агрессивные аффекты запруживаются, а сексуальная установка не отличается от доэди-повой ситуации. Такие родители склонны к оральному удовлетворению, вуайеризму и эксгибиционизму. Примером тому являются мещанское чревоугодие и любовь к сплетням с чертами гипокризии. Дети демонстрируют браваду, но их инстинктивная жизнь отмечена деструтсгивно-отвергающими фантазиями. Это приводит к нескончаемой гонке и спешке без смысла и цели и без определенного объекта.

Если родители никогда не относятся к ребенку как пара, то такой ребенок будет придерживаться инфантильных теорий сексуальности; его представление о первичной сцене пронизано ярко выраженными садистскими чувствами. У него возникает описанная Мелани Кляйн фантазия о постоянно соединенных родителях, которая вызывает сильнейших страх (Klein 1928). Неспособность представить себе родителей как отдельных людей является следствием вытеснения индивидуальных особенностей отца и матери. Она приводит также к появлению фантазии о женщине с пенисом Фрейд объяснял этой фантазией нежелание признавать половые различия. Мелани Кляйн сводит фантазию о женщине с пенисом к представлению о том, что тело матери является вместилищем добрых и злых объектов. Она возникает из образа первичной сцены, образа родителей, совершающих опасный коитус. «По моему опыту, женщина с пенисом всегда означает женщину с пенисом отца» (Klein 1934, 255).

Невозможность относиться к родителям как к паре и воспринимать отца и мать в их своеобразии ведет к невротическим заболеваниям.

Страницы: 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28

Смотрите также

Управленческие процессы
Уровень развития информационного пространства начинает самым непосредственным образом влиять на экономику, деловую и общественно-политическую активность, граждан, другие стороны жизни общества. Ин ...

Учетная политика
Под учетной политикой хозяйствующего субъекта в соответствии с ПБУ 1/98 "Учетная политика предприятия" понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета первичного ...

Организация рационального питания
Изучение радиационных воздействий на организм человека показывает, насколько опасно влияние радиации. Причем, как показали последние исследования, действия малых доз радиации на человека в большой ...