Ранние социальные отношения и игра

Интерес ребенка проистекает из собственного тела, из внутренних переживаний, а также из представлений о внешних объектах, к которым он может обращаться после отказа от симбиоза с матерью. Интерес направляется прежде всего на движущиеся предметы, что ведет к возникновению новых собственных движений. Ими являются игра с собственным телом, а затем с переходным объектом, когда младенец впервые отделяет самого себя и образы своей фантазии от внешнего мира и по-новому их соединяет. Игра развивает у ребенка способность открывать разнообразные источники удовольствия. Удовольствие помогает преодолевать постоянный страх перед новым. Время игры восполняет неизбежный период ожидания и тем самым нивелирует возникающие ощущения гнева, бессилия и одиночества. Бессилие и неспособность, а таюке порождаемые ими страхи и гнев компенсируются в игре получаемым удовольствием Игра редуцирует саморазрушительные тенденции. Ребенок может быть агрессивным, но нетерпение уже не ведет к появлению ненависти и депрессии.

Чем больше ребенок отвергает игру или чем больше ему в ней отказывают, тем более мучительными, опасными и разрушительными становятся для него порядок и правила. Если мать способствует игре, то ребенок получает возможность постоянно испытывать свои силы и становиться все более ловким; он может подойти к матери и продемонстрировать ей свои успехи, а затем снова испытать себя в игре.

В ряде исследований нам удалось показать, что результатом игры является приобретение таких социальных функций, как познание реальности, формирование навыков, преодоление страха, самоутверждение, научение и изменение правил.

Ранние социальные отношения и детская сексуальность

В психоаналитической практике и теории под сексуальностью понимается не только действия и желания, проистекающие из генитальной зоны, но и всевозможные возбуждения и действия, которое можно выявить уже в раннем детстве. Они доставляют удовольствие, которое не связано с утолением физиологических потребностей (голода, выделительных функций). Это удовольствие скорее можно сравнить с ощущением, которое испытывает взрослый человек от сексуальной любви в ее обычной форме.

Фрейдом были установлены переходы между нормальной сексуальностью и формами ее выражения при перверсиях, которые иногда встречаются у взрослого человека, если обычное удовлетворение оказывается невозможным (см. статью Б. Ницшке в ф I). Эти переходы часто можно обнаружить в раннем детстве и ими объясняется замечание Фрейда о «полиморфно извращенной сексуальности ребенка». Инфантильная сексуальность, наиболее отчетливо проявляющаяся в младенческом онанизме, выражается в действиях, напоминающих извращенные действия взрослого человека и относящихся к зонам тела, которые не обязательно являются генитальными (например, сосание пальца). Эти сексуальные действия не зависят от биологических функций, таких, например, как прием пищи (V, 83 etc).

Сексуальность ребенка легко фиксируется на ранних стадиях развития (онанизм, копрофагия и т.д.), если ребенку объяснениями или открытыми запретами не дают понять, что наряду с его собственной, инфантильной сексуальностью существует и другой сексуальный мир — сексуальный мир взрослых, который, однако, заметно отличается от его собственной сексуальности. Генитальное удовольствие от взрослого партнера становится доступным только в том случае, если в детстве было увидено, понято и осознано различие между собственным удовольствием и удовольствием взрослого, между так называемым нарциссическим удовольствием и удовольствием от партнера. Для ранних социальных отношений характерно то, что детям хорошо знакома и доставляет удовольствие область их собственной детской сексуальности и что у них не пробуждается зависть к отличающейся по форме сексуальности родителей. Демонстрировать им в какой-либо форме оргазм взрослых — означает вызывать у них чувства бессилия, ревности, зависти и мучения.

До сих пор общество не нашло иной возможности устранять сексуальное вожделение ребенка и с ним связанное нарушение психического равновесия, кроме как с помощью принуждения (см. статью П. Куттера в т. I), Принуждение в иерархическом поведении животных является феноменом совершенно естественным; оно также избавляет ребенка от некоторых последствий нарушения равновесия и вызываемого им беспокойства. Но, с другой стороны, принуждение мешает ребенку, оно осложняет или даже делает невозможным включение в свои сексуальные потребности и побуждения чего-то иного, кроме навязываемых паттернов поведения, которые передают ему его воспитатели. Это часто приводит к вытеснению им своих влечений. Решение о том, какая форма достижения удовольствия не должна подлежать вытеснению, принимается родителями. Они дают ребенку понять, что то или иное сексуальное действие ребенка им нравится или что подобное действие для них нежелательно. Ситуация становится еще более сложной, когда родители запрещают или одобряют различные формы достижения ребенком сексуального удовольствия и спорят между собой по поводу плюсов или минусов этих действий,

Страницы: 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29

Смотрите также

Психоанализ в Восточной Европе
Изначально понятие «Восточная Европа» использовалось как чисто географическое наименование. К нему относили местность и государства восточный части Польши, европейскую Россию и Украину, Прибалтику ...

Хаинц Гартманн и современный психоанализ
Хайнц Гартманн (1894—1970), выдающийся психоаналитик второго поколения, был одним из тех, кому выпало продолжить пионерскую работу, начатую в первые десятилетия XX века Фрейдом и его соратниками. ...

Учетная политика
Под учетной политикой хозяйствующего субъекта в соответствии с ПБУ 1/98 "Учетная политика предприятия" понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета первичного ...