4. Мать как целостный объект не воспринимается, ребенок вначале соприкасается и идентифицируется с ее функциями. В результате такого соприкосновения появляется важнейшая функция Я — антиципация. Развивающаяся базисная структура защищает ребенка от деструктивных тенденций. Перверсии, неврозы и психозы объясняются формой ответа матери на потребность ребенка в ранних отношениях.

5. Появляющиеся несколько позже объектные отношения ребенка с отцом приходят на смену исключительному интересу ребенка к матери и симбиозу. Возникает открытая система трехсторонних отношений, которые переходят в так называемый эдипов конфликт.

6. Тайна и игра позволяют младенцу воспринимать себя и образы фантазии отдельно от внешнего мира и получать удовольствие.

7. Сфера детского сексуального поведения отличается от сексуального поведения взрослых. Уважение детской сексуальности родителями позволяет ребенку обратиться к филогенетическим паттернам иерархического поведения и связанного с ним соперничества. Если родители стирают границы возрастных и половых различий между собой и детьми, то вместо стабилизирующих объектных отношений возникают хаотические отношения и нарциссические иллюзии.

8. В рамках ранних социальных отношений родители имеют возможность поставить перед ребенком определенные задачи, чтобы он в дальнейшем мог адаптироваться к обществу. Ими являются:

а) открытие и ограничение восприятия;

б) обучение речи;

в) развитие толерантности к неопределенности;

г) подготовка паттернов преодоления страха;

д) признание иерархии;

е) трехсторонние отношения.

9. Ранние социальные отношения ребенка должны формироваться через отно-шения с матерью, с отцом и с родителями как парой. Они способствуют развитиюу ребенка индивидуально-психологических способностей и навыков поведенияв группе. Благодаря филогенетически и конституционально обусловленным влечени-ям плода и маленького ребенка развиваются фрагменты опыта, которые находятсяв динамическом взаимодействии с конституцией влечений матери и ее фрагмента-ми опыта. В таблице 2 показано, каким образом в период возникающего разграни-чения между Я и не-Я конституция влечений и изменяющиеся фрагменты опытаматери и остальных членов семьи влияют на развитие фрагментов опыта у младен-ца. Благоприятное развитие структуры личности ребенка, то есть дифференциация его Я и развитие способности к взаимодействию с обществом, возможно только на основе постоянных динамических взаимоотношений между индивидуальной конституцией и фрагментами опыта его непосредственного окружения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: ОБЗОР НАПРАВЛЕНИЙ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ, ИСПЫТАВШИХ НА СЕБЕ ВЛИЯНИЕ ПСИХОАНАЛИЗА

■Применение психоаналитических теорий в социальной психологии привело не только к лучшему пониманию ребенка и роли внешнего мира в его развитии. И в других психологических и социологических областях ощущается постепенно и непрерывно возрастающее влияние психоанализа. Систематическая работа с использованием психоанализа в психосоциальном поле все более воздействует на многие области социальной психологии. Так, например, широкое применение детского анализа в различных странах и представления о раннем детстве привели к развитию теоретических, методических и практических подходов в социальной работе, а они в свою очередь стимулировали психиатрию, психологию, школьное образование и криминологию к осмыслению психоаналитических теорий.

Б качестве социальных областей, на которые психоанализ оказал сильное влияние, мы можем назвать также женский вопрос, отношение к половым различиям в целом, интерпретацию перверсий, психиатрию, психосоматическую медицину и геронтологию. И, наконец, психоаналитическими идеями оказались пронизаны представления о смерти, агрессии и влиянии общественных организаций, например средств массовой информации, на деструктивность.

С самого начала особое внимание в психоанализе уделялось половым различиям. Фрейд описал функции и роли, а таюке неврозы и перверсии, проистекающие из этих различий. Психоанализом было показано, что противоположность мужественности и женственности — явление гораздо более сложное, чем это представлялось, особенно в психологии и социологии (см. статью Н. Шайнесс в т. I). Различие установок, возникающих у людей к своему биологическому полу, показывает, что универсального решения этой проблемы не существует. Неопределенность представления о себе с точки зрения половой принадлежности, как правило, в обществе отрицается. Вместо этого повсюду сетуют на последствия этой неопределенности, на неврозы и перверсии; существуют попытки изменить эту ситуацию и всевозможные проекты, которые должны ее исправить.

В движении за эмансипацию женщин главной причиной неравноправия — без каких-либо достойных упоминания возражений — считается негативное представление сильного пола о женщинах в целом. Таким образом, женщин причисляют к группе непривилегированных, а бессознательные мотивы, в целом влияющие на иерархию в обществе, практически не рефлексируются.

Страницы: 21 22 23 24 25 26 27 28 29

Смотрите также

Творчество Мелани Кляйн
Разработав аналитический метод лечения маленьких детей, Мелани Кляйн создала инструмент, позволивший ей проникнуть в глубины психики и сделать новые открытия, относящиеся к раннему развитию челове ...

Психоаналитическая концепция мазохизма со времен Фрейда: превращение и идентичность
Проблема мазохизма, рассматриваемая с позиции психоаналитической теории, излагается в данной статье в двух разделах. Вначале будет представлена фрейдовская концепция, разработанная в рамках первой ...

Творчество Вильгельма Райха и его последователей
Вне всякого сомнения, Вильгельм Райх — одна из самых неоднозначных фигур в истории психоанализа. Мы обязаны Райху тем, что терапевтическая техника психоанализа стала доступна для систематического ...