4. Мать как целостный объект не воспринимается, ребенок вначале соприкасается и идентифицируется с ее функциями. В результате такого соприкосновения появляется важнейшая функция Я — антиципация. Развивающаяся базисная структура защищает ребенка от деструктивных тенденций. Перверсии, неврозы и психозы объясняются формой ответа матери на потребность ребенка в ранних отношениях.

5. Появляющиеся несколько позже объектные отношения ребенка с отцом приходят на смену исключительному интересу ребенка к матери и симбиозу. Возникает открытая система трехсторонних отношений, которые переходят в так называемый эдипов конфликт.

6. Тайна и игра позволяют младенцу воспринимать себя и образы фантазии отдельно от внешнего мира и получать удовольствие.

7. Сфера детского сексуального поведения отличается от сексуального поведения взрослых. Уважение детской сексуальности родителями позволяет ребенку обратиться к филогенетическим паттернам иерархического поведения и связанного с ним соперничества. Если родители стирают границы возрастных и половых различий между собой и детьми, то вместо стабилизирующих объектных отношений возникают хаотические отношения и нарциссические иллюзии.

8. В рамках ранних социальных отношений родители имеют возможность поставить перед ребенком определенные задачи, чтобы он в дальнейшем мог адаптироваться к обществу. Ими являются:

а) открытие и ограничение восприятия;

б) обучение речи;

в) развитие толерантности к неопределенности;

г) подготовка паттернов преодоления страха;

д) признание иерархии;

е) трехсторонние отношения.

9. Ранние социальные отношения ребенка должны формироваться через отно-шения с матерью, с отцом и с родителями как парой. Они способствуют развитиюу ребенка индивидуально-психологических способностей и навыков поведенияв группе. Благодаря филогенетически и конституционально обусловленным влечени-ям плода и маленького ребенка развиваются фрагменты опыта, которые находятсяв динамическом взаимодействии с конституцией влечений матери и ее фрагмента-ми опыта. В таблице 2 показано, каким образом в период возникающего разграни-чения между Я и не-Я конституция влечений и изменяющиеся фрагменты опытаматери и остальных членов семьи влияют на развитие фрагментов опыта у младен-ца. Благоприятное развитие структуры личности ребенка, то есть дифференциация его Я и развитие способности к взаимодействию с обществом, возможно только на основе постоянных динамических взаимоотношений между индивидуальной конституцией и фрагментами опыта его непосредственного окружения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: ОБЗОР НАПРАВЛЕНИЙ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ, ИСПЫТАВШИХ НА СЕБЕ ВЛИЯНИЕ ПСИХОАНАЛИЗА

■Применение психоаналитических теорий в социальной психологии привело не только к лучшему пониманию ребенка и роли внешнего мира в его развитии. И в других психологических и социологических областях ощущается постепенно и непрерывно возрастающее влияние психоанализа. Систематическая работа с использованием психоанализа в психосоциальном поле все более воздействует на многие области социальной психологии. Так, например, широкое применение детского анализа в различных странах и представления о раннем детстве привели к развитию теоретических, методических и практических подходов в социальной работе, а они в свою очередь стимулировали психиатрию, психологию, школьное образование и криминологию к осмыслению психоаналитических теорий.

Б качестве социальных областей, на которые психоанализ оказал сильное влияние, мы можем назвать также женский вопрос, отношение к половым различиям в целом, интерпретацию перверсий, психиатрию, психосоматическую медицину и геронтологию. И, наконец, психоаналитическими идеями оказались пронизаны представления о смерти, агрессии и влиянии общественных организаций, например средств массовой информации, на деструктивность.

С самого начала особое внимание в психоанализе уделялось половым различиям. Фрейд описал функции и роли, а таюке неврозы и перверсии, проистекающие из этих различий. Психоанализом было показано, что противоположность мужественности и женственности — явление гораздо более сложное, чем это представлялось, особенно в психологии и социологии (см. статью Н. Шайнесс в т. I). Различие установок, возникающих у людей к своему биологическому полу, показывает, что универсального решения этой проблемы не существует. Неопределенность представления о себе с точки зрения половой принадлежности, как правило, в обществе отрицается. Вместо этого повсюду сетуют на последствия этой неопределенности, на неврозы и перверсии; существуют попытки изменить эту ситуацию и всевозможные проекты, которые должны ее исправить.

В движении за эмансипацию женщин главной причиной неравноправия — без каких-либо достойных упоминания возражений — считается негативное представление сильного пола о женщинах в целом. Таким образом, женщин причисляют к группе непривилегированных, а бессознательные мотивы, в целом влияющие на иерархию в обществе, практически не рефлексируются.

Страницы: 21 22 23 24 25 26 27 28 29

Смотрите также

Фрейдовские соратники
Наряду с очерками о личности и творчестве Фрейда мы решили рассказать также о двух, пожалуй, наиболее выдающихся фрейдовских учениках: Карле Абрахаме и Шандоре Ференци. Невозможно даже просто сос ...

Организация рационального питания
Изучение радиационных воздействий на организм человека показывает, насколько опасно влияние радиации. Причем, как показали последние исследования, действия малых доз радиации на человека в большой ...

Творчество Мелани Кляйн
Разработав аналитический метод лечения маленьких детей, Мелани Кляйн создала инструмент, позволивший ей проникнуть в глубины психики и сделать новые открытия, относящиеся к раннему развитию челове ...