Достижение бесконфликтного восприятия собственного пола и вытекающих из него способов поведения, называемое в психоанализе половой идентичностью, является сложной и трудоемкой задачей, на решение которой влияет иерархия, существующая между отцом и матерью. Достичь половой идентичности сложнее, чем прийти к представлениям о своей витальности, своем интеллекте, своих способностях и т. д Уже в ранний период жизни у человека нет четкого и определенного отношения к своему биологическому полу. Психоанализ показал, что эта неопределенность является следствием бисексуальности. Между тем бисексуальность психически констеллирует-°д идентификацией с родителями и их иерархической позицией в семье.

Пара противоположностей «мужское—женское» выражается в каждом человеке в виде более или менее гармоничного синтеза мужских и женских черт, которые в той или иной степени одобряются. Таким образом, уже у маленького ребенка возникают фантазии и оценки, касающиеся пары противоположностей мужского и женского, которые связаны вначале с родителями, но затем также с общественными оценками, которые проявляются в окружении ребенка по поводу этой пары противоположностей. Психоанализ с помощью своих методов исследования и в процессе психоаналитического лечения может выявить фантазии индивида по поводу половых различий и приблизить их к реальности. Психологи не раз отмечали последствия для здоровья и адаптации к обществу, проистекающие из отвержения собственного пола, которое встречается у мужчин не менее часто, чем у женщин. Противоположность мужского и женского осознается ребенком не сразу; лишь постепенно она воспринимается и понимается как половое различие.

Наблюдения Фрейда и полученные им клинические данные привели вначале к представлению о четком параллелизме между двумя полами с точки зрения развития Я и Сверх-Я. Но уже к 1925 году он отказался от этих взглядов. «Не хочется говорить об этом, но невозможно отделаться от мысли, что обычный уровень нравственности у женщины иной. Сверх-Я никогда не будет столь неумолимым, столь безличным и столь независимым от своих аффективных источников, как мы того требуем от мужчины . Возражение феминистов, которые хотят нам навязать полное равноправие и равноценность полов, не должно вводить нас в заблуждение, хотя следует охотно признать, что . мужественность и женственность в чистом виде остаются теоретическими конструкциями с неопределенным содержанием» (XIV, 30).

В 60-е годы психоаналитическое понимание половых различий получило новое развитие. Благодаря этим исследованиям описанный Фрейдом образ женщины в значительно большей степени стал рассматриваться в связи с социокультурной сферой, в которой женщина переживает свои конфликты и вступает в конфронтацию с мужским полом. Прежде всего становится более ясным значение материнства для развития женщины. Без сомнения, это позволяет также лучше понять проблему отцовства и влияние на нее социокультурной сферы. Шассеге-Смиргель (Chasseguet-Smirgel 1975) указывает на то, что отношения между отцом, матерью и ребенком, которые в психоанализе описываются как эдипов комплекс, Фрейд часто называл отцовским комплексом. Ференци тоже часто подменяет понятия и говорит о комплексе отца, имея в виду эдипов комплекс, — бессознательное отрицание огромного значения матери в этом конфликте со стороны психоаналитиков-мужчин.

Последние исследования в рамках психологии Я и биологии, а также непосредственные наблюдения над детьми вновь привели к плодотворному обсуждению проблемы половых различий, которое уже сегодня оказывает влияние на социальную психологию.

В области геронтологии психоаналитические представления еще не получили достаточного признания. К наиболее важным результатам психогеронтологических исследований относится констатация того, что возраст является лишь одним из многих факторов, определяющих психическую дееспособность пожилого человека. Другими переменными являются состояние здоровья, школьное образование, профессиональная деятельность, существующие возможности обучения, стимуляция со стороны окружения и др. Психоанализ внес в этот подход особый вклад. Факторы, наносящие значительный ущерб дееспособности пожилого человека, связаны прежде всего с негативной мотивацией: преобладанием страхов и влечения к смер* ти. Оба фактора обусловливаются социальными барьерами и предрассудками, с которыми повсюду сталкивается пожилой человек, при этом позитивные социальные ожидания в отношении пожилых людей минимальны. Все проистекает из психосоциальных данностей прошлого, из-за которых образ «пожилого» человека связывается со слабостью и беззащитностью. Традиционные установки оказываются более сильными, чем социальные перемены, как в биологическим, так и в психологическом смысле. Хотя общеизвестно, что более высокая продолжительность жизни и психическая бодрость являются результатом прогресса в медицине и биологии, это знание все же не привело к исчезновению старых барьеров и предрассудков.

Страницы: 22 23 24 25 26 27 28 29

Смотрите также

Очерк теории практического мышления
Мышление едино, но имеет различные виды и формы [123]. Некоторые из них изучены лучше, детальнее, например, теоретическое мышление, мышление академическое, мышление в лабораторных условиях. Это об ...

Творчество Вильгельма Райха и его последователей
Вне всякого сомнения, Вильгельм Райх — одна из самых неоднозначных фигур в истории психоанализа. Мы обязаны Райху тем, что терапевтическая техника психоанализа стала доступна для систематического ...

Методический инструментарий для учебных занятий по анализу конфликтов и ведению переговоров
Будьте самоучками - не ждите, чтобы вас научила жизнь. Станислав Ежи Лец Особенности психологического экспериментирования, при котором предметом моделирования и изучения является конфликт, состоят ...