Еще до Кули (Cooley 1909) на значение группы, которой осуществляется социальный контроль, указывал Росс Росс, являющийся автором первого учебника по социальной психологии, ратует за систематический анализ групповых процессов в качестве основного метода социальной психологии (Ross 1908). Социальный контроль является неформальным, имеет социальную природу и интернализируется индивидом

Учебник Росса не имел успеха, поскольку одновременно появилось «Введение в социальную психологию» Макдугалла. Одним из его критиков считается философ Джон Дьюи (Dewey 1922), который называет инстинкт первичным только в биологическом отношении. И наоборот, с социологической точки зрения на переднем плане находятся «привычки», инстинкт же является лишь вторичным. «В поведении приобретенное является первоначальным». Вместо инстинктов социальные психологи занимались теперь исследованием упорядоченных форм поведения в традициях, обычаях и общественной морали и благодаря широкомасштабным этнологическим полевым исследованиям они получили новый материал для обобщения своих теорий. Эту проблему подняли Дави во Франции и Гинсберг в Англии (Kцnig 1958, 233). Тем самым были сделаны решающие шаги в создании социальной психологии, относительно независимой от социологии, и одновременно было устранено сильнейшее влияние американской социальной психологии в Европе.

В европейской социальной психологии социологические феномены понимаются теоретически и наделяются терминами. В качестве ключевого понятия появляется термин «аттитюд», который сам по себе делает излишним дискуссию о наследовании и обусловленности внешней средой социальных форм поведения человека, Аттитюд имеет двойное содержание: внутренняя психическая установка сочетается с моторной готовностью к реакции, и эта связь относится к определенной ситуации. Кёниг считает понятие «аттитюд» непереводимым, однако оно часто к месту и не к месту переводится как «установка». Аттитюды являются ядром социальной психологии, поскольку они формируются из социальных привычек и ценностных представлений. Аттитюды приобретаются в фундаментальном процессе социализации человека (Kцnig 1958).

Психологи

Работа психологов в период становления социальной психологии началась раньше, чем социологов, причем без какого-либо осознания ими концепции новой научной дисциплины. Иоганн Фридрих Гербарт, который первым представил психологию как самостоятельную, отдельную от философии науку, считал, что социальные условия человеческой природы оказывают постоянное влияние на конкретного человека. Каждое поддающееся психологическому определению действие индивида содержит в себе социальные компоненты. Социальная зависимость человека является очевидной: «Не бывает человека вне общества; полностью обособленный индивид нам не ведом» (Herbart 1824/1825). Идеи Гербарта привели к появлению Целого ряда этнологических, лингвистических и психологических теорий, а также исследований, которые он считал необходимыми для сопоставления психических фактов и их зависимости от общества. Гербарт был первым социальным психологом современности.

философ Герберт Спенсер благодаря своим представлениям об эволюции (Spencer 1852) подошел к социально-психологической идее о том, что психическая жизнь ребенка должна привлекаться для интерпретации психических феноменов взрослого, которую он изложил в «Принципах психологии» (Spencer 1855). Кроме того, в «Принципах социологии» (Spencer 1850) он исследовал законы социального организма или надорганического развития. Опираясь при этом на данные биологии и психологии, он заимствовал свои примеры большей частью из этнологии. Развитие социальных институтов человека, церемониальных, политических и церковных, связано со страхом: из страха перед живым противником возникают церемониалы и политические институты, из страха перед духами — формы религии. Страх является причиной войн и военных действий. Образ конечного состояния таков: «У последнего индивида частные потребности будут соответствовать общественным» (Spencer 1896). Вильгельм Вундт, назвавший свой психологический метод «психологией народов», подхватывает идеи Гербарта. Он рассматривает индивида как постоянно взаимодействующего с окружением, которое накладывает на него свой отпечаток (Wundt 1896). Анализ этих интеракций Вундт считает особой задачей «истории культуры и всеобщей истории», а не психологии. Сам он занимался в основном областью этнологии и культурной антропологии.

В учебниках по социальной психологии XX века мы повсюду обнаруживаем влияние философских идей Спенсера. Здесь следует упомянуть некоторых авторов обзоров и учебников по социальной психологии, написанных на немецком языке. Это прежде всего Штольтенберг (Stoltenberg 1914), Мюллер-ФраЙенфельс (Muller-Freienfels 1930), Хелльпах (Hellpach 1933), Тирринг (Thirring 1949) и Хофштеттер (Hofstдtter 1954). В различных исследованиях и учебниках, составленных в виде обзоров разных теорий, социальная психология предстает как пограничная область между социологией и психологией, в которой исследуются формы переживания и поведения в совместной общественной жизни. Влияние общества и жизни в нем на психическую жизнь индивида является предпосылкой возникновения и постоянства человеческих сообществ.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Смотрите также

Последователи Фрейда
...

Хаинц Гартманн и современный психоанализ
Хайнц Гартманн (1894—1970), выдающийся психоаналитик второго поколения, был одним из тех, кому выпало продолжить пионерскую работу, начатую в первые десятилетия XX века Фрейдом и его соратниками. ...

Организация рационального питания
Изучение радиационных воздействий на организм человека показывает, насколько опасно влияние радиации. Причем, как показали последние исследования, действия малых доз радиации на человека в большой ...