Социальная психология, представленная психологами, занимается тем, что изучает этапы развития психической жизни человека от природного состояния к культуре или же, если говорить в целом, с психологических позиций исследует отношения между людьми. Пригодность методов социальной психологии и степень подтверждения ее гипотез ни в одной из указанных работ не рассматриваются. Взаимосвязь различных обоснований социально-психологических теорий и систем не соответствует требованиям научной теории.

В этих психологических исследованиях вопрос о главенствующей роли индивидуальной и социальной жизни не ставится. И наоборот, дискуссии по этому поводу, например в работах Б. Мэрфи, Т. Ньюкомба и др., привели к следующему компромиссу: в человеческой жизни трудно найти ситуации, в которых бы полностью отсутствовал социальный фактор. Психология личности не придает особого значения факторам прошлого и настоящего; в социальной же психологии социальным факторам уделяется большое внимание и учитывается влияние культуры. Благодаря этому появляется возможность говорить о трехсторонних отношениях между человеком, культурой и обществом, которые « .в качестве системного ядра социальной психологии возвышаются над общей психологией» (Kцnig 1958, 301).

Заслугой социологии является то, что в ней поднимается вопрос о главенствующей роли индивидуальной и социальной жизни. Зильберманн сказал, что художник прежде всего «рассматривается с точки зрения художественных и художественно-промышленных продуктов, а не с точки зрения влияния общества . И все же лишь в редких случаях задаются вопросом о том, каким образом различные общества структурируют свои культурные системы и какими функциями они их наделили» (Silbermann 1974, 329).

И именно социолог Рене Кёниг сказал, что психоанализ воспрепятствовал тому, «чтобы социальная психология являлась лишь социологией в малом или социологией в психологических терминах. С раскрытием глубинного измерения личности становятся очевидными специфические проблемы, которые уже не представляют собой лишь продолжение общих социологических проблем в сфере личности» (Kцnig 1958, 301).

Резюме

Если рассмотреть высказывания социологов и психологов, к которым можно обратиться как к социальным психологам, то можно обнаружить две непрерывные линии исследований. Первая начинается с Гербарта и связана с вопросом: определяются ли обществом и в какой мере области свободы человека, или: следует ли понимать общество как отражение человеческой сущности в индивидуальном и в групповом аспекте? Эта постановка вопроса в силу своего изначально выдвинутого требования эмпирических Исследований пригодна для того, чтобы очертить общие рамки гипотез и теорий, внутри которых эти результаты можно было бы свести в логическую модель в соответствии с их содержаниями, происхождением и прогнозом. За исключением некоторых подходов, этого не произошло, хотя Парсонс своим определением социальной психологии как пограничной области, которая занимается процессами взаимодействия и соответствующими перекрывающимися областями обеих систем, наметил общее направление. Благодаря этому по крайней мере появилась возможность определить границы содержаний социальной психологии, а также их совершенно специфическое социально-психологическое расположение. Правда, прикладную социальную психологию (в самом широком смысле представленного здесь подхода) можно обнаружить в теориях научения или же в поведенческой терапии. Однако эти области применения, словно огородное пугало, находятся в пустолг, безграничном поле. То же самое можно сказать и про теории научения в сфере педагогики, психологии и медицины.

Второй ряд исследований восходит к понятию Дюркгейма «fait social», «социологический факт». Уже у него мы сталкиваемся с нежеланием социологов уступить эти факты социальной психологии. Классическим примером такого сопротивления являются социологические исследования самоубийства, проведенные Дюркгеймом (Dьrkheim 1897) и Морисом Хальбвахсом (Halbwachs 1930). В качестве аналогичного сопротивления можно рассматривать стремление сделать «аттитюды» главным предметом исследований социальной психологии. В 1934 году Знаньецки определил социальную психологию как научное изучение аттитюдов. Кёниг же считает аттитюды ядром социальной психологии, поскольку они формируются из социальных привычек, Ценностных представлений и в процессе социализации человека. Областью приложения этого исследовательского направления в социальной психологии стали семейная социология и групповые процессы. Здесь, однако, в отличие от предыдущей линии исследований можно встретить четко обозначенные социально-психологические концепции: в концепции Рене Кёнига о трехсторонних отношениях человека, культуры и общества, являющейся системным ядром социальной психологии, обозначается предмет исследований и снимается спорный вопрос о том, кем или чем определяется направление развития человечества — индивидом или обществом. Но самое главное: она указывает на социологический факт, культуру, которая может быть содержанием и предметом исследования всех социальных психологов, И наоборот, исследование группы, несмотря на многочисленные социологические подходы, не вышло здесь за рамки чисто внешней классификации.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Смотрите также

Психоанализ в Восточной Европе
Изначально понятие «Восточная Европа» использовалось как чисто географическое наименование. К нему относили местность и государства восточный части Польши, европейскую Россию и Украину, Прибалтику ...

Очерк различных взглядов на природу практического мышления
С момента его появления и на протяжении многих последующих лет термин «практический интеллект» неоднократно менял свое содержание. И это было связано не только с различиями в эмпирическом материал ...

Творчество Мелани Кляйн
Разработав аналитический метод лечения маленьких детей, Мелани Кляйн создала инструмент, позволивший ей проникнуть в глубины психики и сделать новые открытия, относящиеся к раннему развитию челове ...