И в том и в другом направлении социально-психологических исследований во-прос о состоянии сознания человека и общества остался эфемерным и расплывчатымИ тем не менее понятием сознания можно определить динамический принцип всехсоциально-психологических процессов. Тем самым мы попадаем в область психоана-литических-представлений, в которых все процессы сознания и осознания связыва-ются с содержаниями, вернее, с образами содержаний. Ставить вопрос о процессахсознания человека или общества —означает одновременно ставить вопрос о содер-жаниях, которыми эти процессы вызываются. В обеих дисциплинах, в социальнойпсихологии и психоанализе, можно обнаружить разнообразные дифференциацииисследуемых содержаний. Хофштеттер (Hofstдtter 1954) дает следующую клас-сификацию: ·'.

1-й ряд содержаний: культура и индивиды;

2-й ряд содержаний: врастание в общество;

3-й ряд содержаний: структура социальных групп.

Эти содержания вполне соответствуют психоаналитическому инструменту исследования. Мы можем представить три аналогичных ряда содержаний в психоанализе, которые, однако, не исчерпывают его социально-психологического репертуара.

1 -й ряд содержаний: человек как продукт культуры или культура как продукт индивида? Сюда же относятся нарциссизм и проективные заболевания.

2-й ряд содержаний: ранние социальные отношения; проблема различия между полами. Сюда же относятся страх, навязчивые отклонения.

3-й ряд содержаний: групповой психоанализ. Сюда же относятся масса, управление, политика, депрессия и наркомания.

Три ряда содержаний обеих дисциплин можно представить в виде треугольни-ка, вершинами которого являются человек, культура и общество. Человек и обществосовместно осуществляют специальные процессы осознания (пример: средства мас-совой коммуникации); это же относится к человеку и культуре (пример: искусство),а также к обществу и культуре (пример: семья). Но существуют и социально-пси-хологические процессы осознания, которые относятся только к индивиду (пример:обучение), а также такие, в которых задействованы все три партнера (пример:смерть). \

Вопрос к социальной психологии должен быть следующим: какие процессы осознания и какие образы допускаются или подавляются и какое воздействие они оказывают?

Здесь представления общей социальной психологии и психоанализа расходятся. С позиции психоанализа культура и общество зависят более всего от молодых и самых юных индивидов, не достигших пубертатного возраста, поскольку именно им в наибольшей степени присущ отказ от влечений, лежащий в основе развития культуры и общества. Между тем социальная психология (например психология поведения, психология научения, семейная психология) рассматривает культуру и общество с точки зрения их сторонников и противников; но таковыми являются взрослые; они формируют культуру и общество, а также индивида. Вопреки сво-; ему представлению о первичном происхождении культуры из отказа от влечений.; психоанализ находится на пути к тому, чтобы теоретически разграничить сферы влияния индивида и общества и определить тому и другому в социологическом факте культуры конкретные сферы действия. Это будет показано ниже на примере ранних социальных отношений.

ВКЛАД ФРЕЙДА И ДРУГИХ ПСИХОАНАЛИТИКОВ В РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Введение

Идеи Фрейда, относящиеся к социальной психологии, можно встретить во всех его сочинениях, будь то письма, описания случаев или научные эссе. Никто не может сказать, когда Фрейдом была осознана взаимосвязь психических и социальных фактов. Но если попытаться найти его ранние высказывания на этот счет, то можно обнаружить, что уже в 1892 году в одной из первых своих работ Фрейд обратил внимание на роль общества в возникновении невротических симптомов. В ней он дает следующее примечание: «Я имею в виду здесь только то, что изучение объективизации противоволия, помимо истерии и тика, могло бы оказаться полезным и там, где оно так часто встречается в норме» (1,17). Этот высказывание относится к описываемой в статье тенденции к уклонению от нормы, которая возникает вследствие нецензурной брани.

В адресованном в феврале 1893 года сообщении Флиссу (1893, 77) говорится: « .Неврастении избежали те люди, которые очень рано столкнулись с женским совращением, по крайней мере среди городского населения» (курсив мой. — Э. М.-З.). Возможно, это высказывание покажется лишь едва заметным следом социологического мышления в рамках психиатрического описания, однако оно приобретает иную ценность, если соотнести его с представлениями психиатров того времени.

Расставшись с остатками гипнотического церемониала, Фрейд окончательно отказался оперировать властью, которой наделял его социальный статус; уже в самые ранние годы анализ у Фрейда является трехсторонним отношением в понимании Ба-линта: врач, пациент и болезнь образуют социальную монаду (Bahnt 1957). Достойно уважения то почтение и даже смирение, с которым Фрейд в письмах и в описаниях клинических случаев демонстрирует нам партнерство больного и болезни. Пример: история болезни Раттенманна («человека-крысы»), который с ужасом и сладострастием рассказывает на втором аналитическом сеансе о том, как «пробуравливаются» крысы, а Фрейд добавляет: «В задний проход» (VII, 392). Без фрейдовской позиции уважения к пациенту и болезни начало его исследований сексуальной основы неврозов и вины общества в возникновении невротических страхов из-за санкций, грозящих с его стороны в связи с половым поведением, было бы невозможным.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Смотрите также

Управленческие процессы
Уровень развития информационного пространства начинает самым непосредственным образом влиять на экономику, деловую и общественно-политическую активность, граждан, другие стороны жизни общества. Ин ...

Фрейдовские соратники
Наряду с очерками о личности и творчестве Фрейда мы решили рассказать также о двух, пожалуй, наиболее выдающихся фрейдовских учениках: Карле Абрахаме и Шандоре Ференци. Невозможно даже просто сос ...

Творчество Мелани Кляйн
Разработав аналитический метод лечения маленьких детей, Мелани Кляйн создала инструмент, позволивший ей проникнуть в глубины психики и сделать новые открытия, относящиеся к раннему развитию челове ...