Это почтение к пациенту и болезни проявляется и в воззрениях Фрейда на отношения между человеком, культурой и обществом. Так, на примере феномена культуры он пытался продемонстрировать и доказать главенствующую роль индивида в возникновении культуры и общества (см. статью ф. Шледерера в этом томе). Вместе с тем Фрейд всегда пытался выяснить, каким образом человек развивается в социальных системах и в конечном счете сам на них влияет. Наряду с отношениями между человеком, культурой и обществом в его модели психики с самого начала присутствуют некоторые социологические факты. Они являются объектами его теории и метода лечения, и Фрейд постоянно возвращается к ним в своей научной работе. Три таких феномена хорошо известны и в качестве предмета исследований в социологии и социальной психологии. Ими являются ранние социальные отношения (называемые Фрейдом «взаимными отношениями», а в современном психоанализе «объектными отношениями») половые различия и, наконец, психология групп, получившая у Фрейда название «психология масс».

В 1920 году в качестве четвертой, а затем и главной темы Фрейд вводит в свои Концепции в качестве социологических фактов влечение к смерти и его дериваты — агрессию и деструкцию. Данная тема не только никогда не была центральным предметом исследований в социальной психологии, но и вообще до сих пор ею не затрагивалась.

К трем этим темам и другим социально-психологическим аспектам постоянно обращаются теоретики психоанализа.

Зигмунд Фрейд

Можно предположить, что фикция изолированного индивида, которая так долго мешала развитию социальной психологии, нашла бы новые подтверждения и доказательства в рамках психоаналитической модели психики человека, которые могли бы использоваться социологией и социальной психологией. Ибо чтобы понять структуры и формы поведения индивида, в психоаналитической модели человека применяются самые разные динамические подходы. Хотя психика в ней рассматривается как открытая, подверженная влияниям внешней среды система, одновременно утверждается и уникальное своеобразие каждого отдельного человека. Значение общества в психоаналитической модели человека оказывается полностью затушеванным. Но прежде чем рассмотреть стоящие на заднем плане психоаналитические представления о взаимодействии между человеком и обществом, необходимо проанализировать то, что сам Фрейд говорил по этому поводу.

В психоанализе структура личности изучается в трех аспектах:

1) динамического взаимодействия бессознательного и сознания;

2) топического расположения Оно, Я и Сверх-Я, трех психических инстанций человека и, наконец,

3) смешения и разделения энергий влечений, либидо и влечения к смерти, экономической функции саморегуляции человеческой психики.

Наблюдая за этими тремя уровнялги (см. статью А. Холдера о психическом аппарате в т. I), аналитик сам оказывается в психическом состоянии, которое в психоанализе называется контрпереносом, Контр пере носом и переносом обозначается совокупность бессознательных интеракций между анализирующим наблюдателем и наблюдаемым анализандом; они накладывают отпечаток на их отношения. « .Каждый человек (обладает) в своем собственном бессознательном инструментом, с помощью которого он способен интерпретировать проявления бессознательного у другого» (VIII, 445), — пишет Фрейд, а также: « .Каждый психоаналитик преуспевает настолько, насколько это ему позволяют его собственные комплексы и внутренние сопротивления .» (VIII, 108), И только в 1921 году Фрейд указал, что бессознательные интеракции между человеком и обществом также управляются переносом и контр р ере носом.

Когда благодаря бессознательным интеракциям между наблюдателем и наблюдаемым и их осознанию удается понять структуру личности и поведение данного человека, его гибкость или ригидность, понять паттерны этого поведения в топическом, динамическом и экономическом отношении, тогда появляется возможность понять и описать человека в его своеобразии и неповторимости.

Это неповторимое своеобразие человека пытались найти Фрейд и его последователи; в первые десятилетия психоаналитического исследования они занимались исключительно поиском инструментов, которые могли бы его раскрыть. «Обществу» как действенному фактору развития структуры и своеобразия человека особого внимания не уделялось. В статье Фрейда о психоанализе в «Словаре сексологии», изданном в 1923 году Максом Маркузе, не говорится прямо о значении общества для развития человека или о влиянии, которое со своей стороны оказали на общество упо-мЯнутые там «столпы психоаналитический теории». «Гипотеза о бессознательных психических процессах, признание теории сопротивления и вытеснения, оценка сексуальности и эдипова комплекса являются основными содержаниями психоанализа и лежат в основе его теории» (Handwцrterbuch der Sexualwissenschaft, 614).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Смотрите также

Творчество Вильгельма Райха и его последователей
Вне всякого сомнения, Вильгельм Райх — одна из самых неоднозначных фигур в истории психоанализа. Мы обязаны Райху тем, что терапевтическая техника психоанализа стала доступна для систематического ...

Организация рационального питания
Изучение радиационных воздействий на организм человека показывает, насколько опасно влияние радиации. Причем, как показали последние исследования, действия малых доз радиации на человека в большой ...

Проблемная ситуация и процесс практического мышления
Сегодня общепризнанным стал тезис С.Л. Рубинштейна о том, что мышление едино, что его различные виды (например, практическое и теоретическое мышление) имеют общую природу, подчиняются одним и тем ...