Это почтение к пациенту и болезни проявляется и в воззрениях Фрейда на отношения между человеком, культурой и обществом. Так, на примере феномена культуры он пытался продемонстрировать и доказать главенствующую роль индивида в возникновении культуры и общества (см. статью ф. Шледерера в этом томе). Вместе с тем Фрейд всегда пытался выяснить, каким образом человек развивается в социальных системах и в конечном счете сам на них влияет. Наряду с отношениями между человеком, культурой и обществом в его модели психики с самого начала присутствуют некоторые социологические факты. Они являются объектами его теории и метода лечения, и Фрейд постоянно возвращается к ним в своей научной работе. Три таких феномена хорошо известны и в качестве предмета исследований в социологии и социальной психологии. Ими являются ранние социальные отношения (называемые Фрейдом «взаимными отношениями», а в современном психоанализе «объектными отношениями») половые различия и, наконец, психология групп, получившая у Фрейда название «психология масс».

В 1920 году в качестве четвертой, а затем и главной темы Фрейд вводит в свои Концепции в качестве социологических фактов влечение к смерти и его дериваты — агрессию и деструкцию. Данная тема не только никогда не была центральным предметом исследований в социальной психологии, но и вообще до сих пор ею не затрагивалась.

К трем этим темам и другим социально-психологическим аспектам постоянно обращаются теоретики психоанализа.

Зигмунд Фрейд

Можно предположить, что фикция изолированного индивида, которая так долго мешала развитию социальной психологии, нашла бы новые подтверждения и доказательства в рамках психоаналитической модели психики человека, которые могли бы использоваться социологией и социальной психологией. Ибо чтобы понять структуры и формы поведения индивида, в психоаналитической модели человека применяются самые разные динамические подходы. Хотя психика в ней рассматривается как открытая, подверженная влияниям внешней среды система, одновременно утверждается и уникальное своеобразие каждого отдельного человека. Значение общества в психоаналитической модели человека оказывается полностью затушеванным. Но прежде чем рассмотреть стоящие на заднем плане психоаналитические представления о взаимодействии между человеком и обществом, необходимо проанализировать то, что сам Фрейд говорил по этому поводу.

В психоанализе структура личности изучается в трех аспектах:

1) динамического взаимодействия бессознательного и сознания;

2) топического расположения Оно, Я и Сверх-Я, трех психических инстанций человека и, наконец,

3) смешения и разделения энергий влечений, либидо и влечения к смерти, экономической функции саморегуляции человеческой психики.

Наблюдая за этими тремя уровнялги (см. статью А. Холдера о психическом аппарате в т. I), аналитик сам оказывается в психическом состоянии, которое в психоанализе называется контрпереносом, Контр пере носом и переносом обозначается совокупность бессознательных интеракций между анализирующим наблюдателем и наблюдаемым анализандом; они накладывают отпечаток на их отношения. « .Каждый человек (обладает) в своем собственном бессознательном инструментом, с помощью которого он способен интерпретировать проявления бессознательного у другого» (VIII, 445), — пишет Фрейд, а также: « .Каждый психоаналитик преуспевает настолько, насколько это ему позволяют его собственные комплексы и внутренние сопротивления .» (VIII, 108), И только в 1921 году Фрейд указал, что бессознательные интеракции между человеком и обществом также управляются переносом и контр р ере носом.

Когда благодаря бессознательным интеракциям между наблюдателем и наблюдаемым и их осознанию удается понять структуру личности и поведение данного человека, его гибкость или ригидность, понять паттерны этого поведения в топическом, динамическом и экономическом отношении, тогда появляется возможность понять и описать человека в его своеобразии и неповторимости.

Это неповторимое своеобразие человека пытались найти Фрейд и его последователи; в первые десятилетия психоаналитического исследования они занимались исключительно поиском инструментов, которые могли бы его раскрыть. «Обществу» как действенному фактору развития структуры и своеобразия человека особого внимания не уделялось. В статье Фрейда о психоанализе в «Словаре сексологии», изданном в 1923 году Максом Маркузе, не говорится прямо о значении общества для развития человека или о влиянии, которое со своей стороны оказали на общество упо-мЯнутые там «столпы психоаналитический теории». «Гипотеза о бессознательных психических процессах, признание теории сопротивления и вытеснения, оценка сексуальности и эдипова комплекса являются основными содержаниями психоанализа и лежат в основе его теории» (Handwцrterbuch der Sexualwissenschaft, 614).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Смотрите также

Последователи Фрейда
...

Очерк теории практического мышления
Мышление едино, но имеет различные виды и формы [123]. Некоторые из них изучены лучше, детальнее, например, теоретическое мышление, мышление академическое, мышление в лабораторных условиях. Это об ...

Методический инструментарий для учебных занятий по анализу конфликтов и ведению переговоров
Будьте самоучками - не ждите, чтобы вас научила жизнь. Станислав Ежи Лец Особенности психологического экспериментирования, при котором предметом моделирования и изучения является конфликт, состоят ...