Явная фиксация интереса на отдельном человеке — в дальнейшем будет показано, в какой мере речь здесь идет о нежелании глубоко вникать в общественные взаимосвязи, — возникла вследствие терапевтического интереса психоаналитиков к нервным нарушениям при психических заболеваниях, что требовало сосредоточения внимания на индивиде. Нервные болезни как таковые стали рассматриваться изолированно, и Фрейд постоянно избегал говорить о существовании взаимосвязи между растущей нервозностью человечества и современной культурой. Вместо этого он утверждал — впервые в 1896 году и не раз в дальнейшем, — что культура оказала влияние на возникновение неврозов и психозов лишь в одном-единственном пункте — в подавлении влечений, прежде всего сексуальности. Причиной всех нервных заболеваний является подавление влечений. Первое высказывание на этот счет содержится с написанной на французском языке статье Фрейда, которая не была переведена на немецкий. Статья 'была адресована ученикам Шарко и посвящена М. Г, Бирду, американскому невропатологу, который, детально описав неврастению, объяснял ее как плод нашей современной цивилизации.

«С тех пор как Бирд заявил, что неврастения является плодом нашей современной цивилизации, он обрел разве что верующих; мне же принять это воззрение невозможно» (1,413), Бирд цитируется Фрейдом еще раз в том же контексте в 1908 году в работе «"Культурная" половая мораль и современная нервозность», в которой он рассматривает культуру, но только с позиции индивида.

«Каждый индивид поступился частью своего достояния, полноты своей власти, агрессивных и мстительных наклонностей своей личности; из этих вкладов возникло совместное природное владение материальными и идеальными благами . Кто не способен в силу своей неподатливой конституции соучаствовать в этом подавлении влечений, противостоит обществу как "преступник", как "отщепенец", если только его социальная позиция и выдающиеся способности не позволяют ему выдвинуться в качестве великого человека, "героя"» (VII, 149,150)

Отказ от влечений и сексуальное ограничение ведут к «отчетливой дифференциации индивидуальных характеров» Но.„ борьба с чувственностью истощает имеющуюся в распоряжении энергию характера, причем в то время, когда молодому человеку требуются все его силы, чтобы завоевать свою долю и место в обществе .» (VII, 159).

Однако молодой человек отнюдь не будет обессилен этой борьбой с обществом. В конце данного исследования еще раз подчеркивается, что невроз умеет препятствовать культурным намерениям и, в сущности, заботится о работе подавленных, враждебных культуре психических сил, а потому вообще нельзя говорить о какой-либо выгоде для общества, даже полученной ценой определенных жертв.

Оценка силы отдельного человека, героя, становится еще более четкой в этнопсихологической работе Фрейда «Тотем и табу», которую он охарактеризовал как попытку применить психоаналитический инструмент к невыясненным проблемам психологии народов (см статью Ф. Шледерера в этом томе). Эта работа впервые появилась под заголовком «Некоторые соответствия в душевной жизни дикарей и невротиков» в журнале «Imago», т. I и II, а в 1913 году в виде книги под названием «Тотем и табу». Первоначально она также считалась исследованием этиологии неврозов.

В методическом отношении позиция Фрейда является противоположной этнопсихологическим работам Вильгельма Вундта и работам цюрихской школы. Фрейд считает, что исчерпывающим образом решил проблему табу, но оно и сегодня

продолжает существовать среди нас и по своей психологической природе «являете*: не чем иным, как "категорическим императивом" Канта, действующим принудитель-; но и отрицающим всякую сознательную мотивировку» (VII, 4).

Фрейд здесь категоричен в своем определении. Очень странно обнаружить такую категоричность у этого столь осторожного человека. Она мешала ему всякий pagь когда он пытался аргументированно прояснить социальные и общественные источ-Я ники табу.

Фрейд усматривал в феноменах табу доказуемое соответствие с неврозом навязчивости. « .Но табу не невроз, а социальное образование» (IX, 88). Чтобы объяснить* принципиальное отличие невроза от продукта культуры, Фрейд сравнивает наруше-" ние табу первобытным человеком и невротиком. Первобытный человек боится ml казания, которое угрожает ему, когда он позволяет себе такую вольность. Если же совершить нечто запретное хочет обсессивный невротик, то ему утрожает не наказание;; а находящийся рядом человек. «Невротик ведет себя альтруистически, а первобыг.; ный человек — эгоистически» (IX, 89).

Общество подражает индивиду в его поведении и реакциях на нарушение табу — представление, противоположное идее Тарда об имитации индивида как силе, фор*: мирующей общество. Неврозы являются асоциальными образованиями, карикатур рами на великие социальные продукты искусства, религии и философии. «Истерия! представляет собой карикатуру на произведение искусства, невроз навязчивости Щ карикатуру на религию, паранойяльный бред — карикатурное искажение философа ской системы» (IX, 91). Но откуда берутся эти карикатуры? Фрейд утверждает^ что в генетическом отношении асоциальная природа неврозов вытекает из их пер?*воначальной тенденции сбежать из неудовлетворительной реальности в мир приг. ятных фантазий. В избегаемом невротиком реальном мире царят общество лк> дей и созданные ими институты; отказ от реальности одновременно является выходом из человеческой общности, Происхождение табу и прорывы табу объяс* няются Фрейдом на основе поведения индивида.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Смотрите также

Очерк различных взглядов на природу практического мышления
С момента его появления и на протяжении многих последующих лет термин «практический интеллект» неоднократно менял свое содержание. И это было связано не только с различиями в эмпирическом материал ...

Очерк теории практического мышления
Мышление едино, но имеет различные виды и формы [123]. Некоторые из них изучены лучше, детальнее, например, теоретическое мышление, мышление академическое, мышление в лабораторных условиях. Это об ...

Последователи Фрейда
...