Гораздо менее категоричен Фрейд при объяснении тотемизма. Он ограничивает проблему своего исследования. Тотемизм — это «давно оставленный и замененный новыми формами религиозно-социальный институт, оставивший после себя только незначительные следы в религии, нравах и обычаях жизни современных культурных народов» (IX, 4).

Данное исследование тотемизма является блестящим примером проницательности Фрейда, его таланта наблюдателя и его синтетической силы. Но на протяжен нии всего исследования отдельный человек выступает в качестве всемогущего суще? ства. Он — всему начало; все создано им; он — герой; ибо именно то, что он совершил^ и дало первобытному обществу понятие преступления, приведя его тем самым к то-темизму, а также к первым моральным предписаниям и нравственным ограничение ям. Убийство праотца, «совершение которого не могло принести никакой выгоды^; (IX, 191), и было этим поступком — поступком, который никогда не должен повтор риться и который в конце концов привел к возникновению религии.

У Фрейда нет никаких указаний на то, что вызовом для сыновей, приведшим к этому культурному образованию, стала их конфронтация не только с праотцем> но и с женскими особями в группе, то есть общественная ситуация.

В 1932 году в «Новом цикле лекций по введению в психоанализ» в главе «О мировоззрении» Фрейд еще раз вернулся к представлениям, изложенным в «Тотемб и табу», и подчеркнул свою идею о могуществе индивида «По всей видимости, пер^ вой формой проявления религии был удивительный тотемизм, поклонение живот* ным, вследствие которого появились и первые этические заповеди, табу» (XV, 179| В этой лекции Фрейд говорит, что «научность, которая противопоставляется тенден~~ ции К мировоззрению, в своей интеллектуальной переработке тщательно проверенных наблюдений- близка к всеобщему признанию» (XV, 171). В 30—е годы наука была вынуждена бороться со все большим числом врагов. «Из трех сил, которые могут поспорить с наукой, только религия является серьезным врагом- Религия является попыткой овладеть миром чувств, в который мы погружены, посредством мира желаний, который мы развили в себе вследствие биологической и психологической необходимости . Этические требования, которым религия хочет придать силу . неотделимы от человеческого общества, и опасно связывать следование им с религиозной набожностью. Если попытаться включить религию в процесс развития человечества, то она окажется не вечным достоянием, а подобием невроза, который каждый культурный человек должен преодолеть на своем пути от детства к зрелости» (XV, 173—181).

Таким образом, в процессе развития человечества невроз является эквивалентом религии, которая создается отдельным культурным человеком, чья культурная готовность в конечном счете возникает в результате запрета детской сексуальности.

Это высказывание Фрейда приобретает еще больший вес благодаря описанию марксизма, который, как и религия, является мировоззрением, отрицающим или раскалывающим науку (см. статью Э. Федерна в этом томе). Фрейд пишет: «В марксистской теории мне чужды положения, согласно которым "развитие общественных форм является естественноисторическим процессом" или "что изменения в социальных слоях происходят в результате диалектического процесса" . Я не знаю, как мне освободиться от своего дилетантского мнения, привыкшего объяснять образование классов в обществе борьбой, которая с самого начала истории разыгрывается между ордами людей, в чем-то отличающимися друг от друга . Психологические факторы, такие, как степень конституциональной агрессивности, а также прочность организации внутри орды, и факторы материальные, как владение лучшим оружием, определяли победу» При этом не нужно открывать никаких законов природы или изменять понятия; напротив, несомненно влияние, которое постепенное овладение силами природы оказывает на социальные отношения людей, всегда ставя вновь приобретенные средства власти также на службу агрессии и используя их друг против друга» (XV, 191—192).

Здесь впервые четко говорится, что подавление деструктивного влечения является столь же важным для культурного развития фактором, как и подавление сексуального влечения. Хотя в «Очерке о психоанализе» еще раз говорится, « .что многие ценные для нас культурные завоевания были достигнуты за счет сексуальности, в результате ограничения сил сексуального влечения» (XVII, 132). Но в этом же томе отмечено, что значительная сумма агрессивного влечения в результате культурного развития направляется против самого человека и ведет к его саморазрушению. «Это одна из гигиенических опасностей, которым подвергается человек на своем пути к культурному развитию» (XVII, 72).

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Смотрите также

Очерк теории практического мышления
Мышление едино, но имеет различные виды и формы [123]. Некоторые из них изучены лучше, детальнее, например, теоретическое мышление, мышление академическое, мышление в лабораторных условиях. Это об ...

Фрейдовские соратники
Наряду с очерками о личности и творчестве Фрейда мы решили рассказать также о двух, пожалуй, наиболее выдающихся фрейдовских учениках: Карле Абрахаме и Шандоре Ференци. Невозможно даже просто сос ...

Психотерапия (поведенческая психотерапия)
Психотерапия - это наука о влиянии слова на психику, а через нее на весь организм человека с целью сохранения и восстановления здоровья. Инструментом влияния является язык врача. Применение психотера ...