С одной стороны, человек как индивид одержим властью, с другой стороны, именно он благодаря знанию законов природы определяет социальные отношения между людьми. «Применение металла, бронзы, железа положило конец целым культурным эпохам и социальным институтам» (XV, 192). Однако это стало возможным только благодаря отказам, которые совершал индивид, изобретая подобные средства власти. Удовольствие от такой деятельности, которая предполагает смещение влечений, является движущей силой изобретений, расширяющих возможности общества. Фрейд говорит об этом, критикуя марксизм: « .Отношение человека к овладению природой, У которой он берет оружие для борьбы против себе подобных, неизбежно должно влиять и на его экономические учреждения Сила марксизма состоит, очевидно, не в его понимании истории и основанном на нем предсказании будущего, а в проницательном доказательстве императивного влияния, которое оказывают экономические отношения людей на их интеллектуальные, этические и эстетические установки» (XV, 193).

Фрейд считает, что хотя марксизм и вскрыл взаимосвязи и зависимости, которые доселе не осознавались, экономические мотивы не являются единственной движущей силой поведения индивида в обществе. «Вообще непонятно, как можно обойти психологические факторы, когда речь идет о реакциях живых людей; ведь дело не только в том, что они уже участвовали в создании этих экономических отношений — при их господстве люди не могут поступать иначе, как задействовать свои первоначальные побуждения, свое влечение к самосохранению, свою агрессивность, свою потребность в любви, свое стремление получать удовольствие и избегать неудовольствия» (XV, 193,194).

Фрейд также признает, что традиции и идеалы прошлого какое-то время будут оказывать сопротивление новой экономической ситуации и что через массу людей, которая подчинена экономическим необходимостям, «также происходит процесс юультурного развития — цивилизации, как скажут другие, — который, безусловно, подвержен влиянию всех остальных факторов, но по своему происхождению, несомненно, независим от них, сопоставим с органическим процессом и, вполне может быть, способен со своей стороны влиять на другие моменты.- Если бы кто-нибудь сумел, в частности, показать, как эти различные моменты, общечеловеческие задатки влечений, их расовые вариации и культурные преобразования в условиях социальной системы, профессиональной деятельности и возможностей заработка тормозят и стимулируют друг друга, если бы кто-нибудь смог это сделать, то этим дополнением он превратил бы марксизм в настоящее обществоведение. Ибо и социология, которая занимается поведением людей в обществе, не может быть ничем иным, как прикладной психологией. Строго говоря, существуют только две науки: психология, чистая и прикладная, и естествознание» (XV, 194}

Чтобы понять упорство, с которым Фрейд придерживается гипотезы о силе и власти отдельного человека, следует еще раз вспомнить вышеизложенную модель психики. В топическом расположении Оно, Я и Сверх-Я в качестве теории постулируется наличие психических «мест»; однако еще в 1902 году при разработке топической гипотезы, как, впрочем, и в статье 1891 года об афазии, Фрейд писал, что психические процессы не имеют строго локализованной, анатомически верифицируемой неврологической основы. Психическая локальность соответствует скорее виртуальным точкам между двумя линзами микроскопа' «„Идеальным местам и областям, в которых не расположена ни одна конкретная составная часть аппарата» (II/III, 541). Фрейд желает избежать искушения анатомически определить психические места, и все же в «Толковании сновидений» каждый психический процесс помещается между перцептивным и моторным окончаниями рефлекторной дуги. Эта виртуальная точка задействует не только внутренние, но и внешние раздражители при циркуляции энергии. Желание может восприниматься как возникающее изнутри «инородное тело», которое досаждает человеку (Laplanche, Pontalis 1967). Желания, циркулирующие в виде фантазий между свободной энергией, присущей внутреннему вожделению и желаемым внешним объектам, подобны той виртуальной точке между двумя линзами микроскопа Желание возникает во внутреннем пространстве, оно выходит за его пределы, но поскольку вначале оно направляется не на реальный объект, а на объект фантазии, пространство, которое может заполнить психика, является ограниченным.

Распространение психического аппарата с его инстанциями Оно, Я и Сверх-Я является для Фрейда фундаментальной реальностью. 20 августа 1938 года в Лондоне он пишет : «Возможно, пространство является проекцией распространения психического аппарата Любое другое отведение маловероятно. Вместо кантовского априорного условия нашего психического аппарата Психикараогространяется, но ничего об этом не знает» (XVII, 152; курсив мой. — Э. Лє.-3.). Распространение цивилизации, расширение культуры, путь общества как пространственно распространенной массы индивидов — все эти «пространства» являются проекциями борьбы и завоеваний индивида. Он воспринимает свою пространственно распространенную психику, фиксирует

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

Смотрите также

Хаинц Гартманн и современный психоанализ
Хайнц Гартманн (1894—1970), выдающийся психоаналитик второго поколения, был одним из тех, кому выпало продолжить пионерскую работу, начатую в первые десятилетия XX века Фрейдом и его соратниками. ...

Методический инструментарий для учебных занятий по анализу конфликтов и ведению переговоров
Будьте самоучками - не ждите, чтобы вас научила жизнь. Станислав Ежи Лец Особенности психологического экспериментирования, при котором предметом моделирования и изучения является конфликт, состоят ...

Психоанализ в Восточной Европе
Изначально понятие «Восточная Европа» использовалось как чисто географическое наименование. К нему относили местность и государства восточный части Польши, европейскую Россию и Украину, Прибалтику ...