«Если при паническом страхе индивид начинает печься только о самом себе, то этим он подтверждает мысль, что аффективные связи, дотоле преуменьшавшие для него опасность, исчезли».

Зигмунд Фрейд. «Психология масс и анализ Я» (XIII, 105)

Психоаналитическая теория с момента своего возникновения претендовала на описание «нормальных» способов поведения и основных этапов развития ребенка в обычного, «нормального» взрослого человека и на их объяснение в рамках рационально устроенной структуры, несмотря на то, что психонализ исходил главным образом из исследования психических расстройств (Freud 1895,1901,1905). Б процессе развития психоанализа его теория и методические подходы достаточно рано (двенадцать лет спустя после появления основополагающего психологического труда Фрейда «Толкование сновидений», 1900) стали применяться к антропологии и ранней истории человечества (Freud 1913). Сам Фрейд написал несколько статей, посвященных исследованию общества (Freud 1921,1930,1933), идеи которых затем развивались, изменялись и дополнялись в основном группами англосаксонских аналитиков, входившими в Международное психоаналитическое объединение. Исходным пунктом при этом явилась интенсивная работа с детьми (Klein 1932), к которой позднее добавились исследования отношений между родителями и ребенком в так называемых примитивных сообществах. В «Детстве и обществе» Эриксон (Erikson 1950), основываясь на изучении неевропейских народов, дополнил теорию психосексуального развития ребенка, на котором делал акцент Фрейд, психосоциальным подходом к развитию (см. статью Э. К. Адамса в т. III). По мнению Эриксона, культурные различия не создают принципиально новых способов поведения или качеств, но в соответствии с принципами взаимовлияния и взаиморегуляции в реальных внешних условиях формируют потенциальные паттерны поведения, фазовая последовательность которых является предопределенной.

Отказавшись от биологически ориентированных объяснительных подходов Фрейда, лежащих в основе его теории влечений и либидо, представители неопсихоаналитической школы стали уделять главное внимание в исследовании формирования личности и возникновения психических расстройств (неврозов и психозов) культурным и социальным влияниям. Тем самым в той или иной степени имплицитно были поставлены под сомнение две важнейшие, с точки зрения Фрейда, цели психоаналитического исследования: действие бессознательных сил в про-> цессе формирования психики и разработка универсальной психологии, основанной в конечном счете на биологических предпосылках, которая должна разобраться в конфликтах и компромиссных образованиях различных инстанций. К. Хорни пишет об этом: «Однако не столь очевидно, что вариации существуют не только в обычаях, но и во влечениях и чувствах, хотя прямо и косвенно это было установлено антропологами» (Ногпеу 1936,12).

В этом вопросе группа психоаналитически ориентированных антропологов (основные представители: Кардинер, Фромм, Салливен, Бенедикт) приняли сторону этнологов (Малиновски, Линтон, Мид), которые связывают удовлетворение неспецифических базальных потребностей в пище, в защищенности, в новых переживаниях и тд. с особенностями определенным образом организованных культурных единств. Постоянно отмечаемое сходство индивидуальных особенностей у представителей специфической культуры объясняется влиянием относительно недифференцированных раннедетских паттернов так называемой «базисной структуры личности» или «модальной личности», присущей той или иной культуре.

Несмотря на то, что из-за отсутствия психоаналитических техник этнологи делали вывод об объектах своих исследований главным образом из взаимодействия социальных и институционализированных систем и сил, относительно близких к сознанию или, во всяком случае, доступных осознанию, они приравняли ценностные представления, которые проявляются в различных общественных или культурных институтах (например, представления об иерархическом устройстве семьи) и в методах социализации, к общей структуре личности. Таким образом они пришли к общей классификации людей — представителей определенной культуры (например, европейско-кавказский тип), общества (например, общества с матрилинейным устройством семьи, то есть когда принадлежность к роду определяется по материнской линии), классов, рас или меньшинств. Теоретический конструкт «национальный характер» (импульсивный, авторитарный, зависимый, интегральный) таюке является выражением упрощающей классификации, которая противоречит базисной психоаналитической концепции «перехода в психические образования» (Freud 1937). Остается предположить, что вследствие переоценки идей X. Гартманна о «бесконфликтной сфере Я» и о «врожденных аппаратах Я», которых, однако, недостаточно для объяснения таких сложных образований, как ценности, установки и институционализированные мнения, выделенная Анной Фрейд (A. Freud 1936, 8) задача «познания всех трех инстанций», «их отношения между собой и с внешним миром» в целом была проигнорирована. То, что было описано в категориях первичного процесса, «является не искаженным импульсом Оно, а импульсом Оно, измененным защитными мерами Я» (A. Freud 1936,10).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также

Управленческие процессы
Уровень развития информационного пространства начинает самым непосредственным образом влиять на экономику, деловую и общественно-политическую активность, граждан, другие стороны жизни общества. Ин ...

Организация рационального питания
Изучение радиационных воздействий на организм человека показывает, насколько опасно влияние радиации. Причем, как показали последние исследования, действия малых доз радиации на человека в большой ...

Проблемная ситуация и процесс практического мышления
Сегодня общепризнанным стал тезис С.Л. Рубинштейна о том, что мышление едино, что его различные виды (например, практическое и теоретическое мышление) имеют общую природу, подчиняются одним и тем ...