В ходе анализа аналитик неизменно представал в качестве такого «большого брата». Если в ситуации аналитической абстиненции удовлетворение потребности в зависимости оказывалось невозможным, анализанды пытались сохранять идентификацию через пассивность. Это решение напоминает характерное для нашей культуры негативное разрешение эдипова конфликта с помощью открытой гомосексуальности. Вместо поглощения объекта любви догоны предлагают поглотить себя — коллективу или аналитику. Вместо фаллического овладения, как правило, возникало желание орального удовлетворения. Тем не менее эти проявления переноса зачастую продолжались лишь короткое время. Внезапный переход к идентификационному катексису объектов, отличных от аналитика, вело к восстановлению идентичности, которой, по-видимому, угрожали нанести ущерб слишком тесные объектные отношения,

Решение проблем, связанных с отцом, влияет на выбор супруги. Выбор совершается представителями отца. Молодой человек нарциссически идентифицируется с выбирающим человеком и таким образом избегает оживления инцестуозных желаний по отношению к партнеру. И полная открытость интимных супружеских отношений, и часто встречающееся желание иметь вторую жену служат защитой от латентных страхов отделения. Только ребенок, которого жена дарит мужу, заглушает его страх кастрации, укрепляет чувство собственной ценности в иерархии племени и является надежной гарантией того, что жена от него не уйдет. Но и для жен догонов ребенок «является, так сказать, входным билетом в группу зрелых женщин» (Parin, Morgenthaler 1963,435). Зависть и ревность направляются не столько на других жен мужа или на него самого, сколько на ребенка.

В том, что ни негативное разрешение эдипова конфликта у догонов-мужчин, ни смещение зависти к пенису на ребенка у догонов-женщин не принимают патогенного характера, особое значение имеет стабильность социальных структур, позволяющая в конфликтных ситуациях находить общепринятые формы решения и тем самым вновь обретать чувство идентичности.

При рассмотрении защитных механизмов прежде всего обращает на себя внимание то, что догоны могут очень быстро менять формы защиты. При этом вытеснения особой роли не играют, их можно достаточно быстро устранить с помощью интерпретаций или заменить другими формами защиты. Отрицание выполняет у догонов скорее функцию реального отказа от влечений или их отсрочки и не ведет к вытеснению и связанному с ним избеганию неудовольствия, которое характерно для пациентов-европейцев. Ограничение Я часто оказывается тесно связанным с адаптацией к реальным внешним условиям. Потери переживаются, но тем не менее они не воспринимаются как нанесение ущерба самооценке, которая в значительной степени основывается на первичном нарциссическом удовлетворении, с одной стороны, и возможности идентификации с членами группы — с другой.

Истинные реактивные образования встречаются редко. Гибкость адаптации Я и отсутствие анальной фиксации способствуют непосредственному удовлетворению инстинктивных потребностей.

Способность переносить амбивалентные эмоциональные побуждения на различных людей позволяет говорить о тенденции к изоляции. Отделение импульса от связанного с ним аффекта таюке представляет собой часто встречающееся явление. Возможно, однако, что непривычное для догонов ограничение дуальными отношениями во время анализа вело к тому, что существующая в обычной жизни толерантность к противоречащим друг другу побуждениям не смогла здесь проявиться.

Наряду с проекциями часто встречались формы идентификации (с добрым отцом, братьями, покровителем и с товарищами), возникавшие в основном в виде защиты. Такая идентификация, как правило, способствует установлению удовлетворительных отношений с объектом в соответствии с опытом раннего детства. В совместной работав танце, во время еды и в беседе постоянно достигается идентификационная форма установления контактов, которую следует рассматривать как нормальную. Благодаря этому Я всякий раз получает поддержку, когда у него возникают конфликты, связанные с внутренней и внешней адаптацией.

Дееспособность Я всегда определяется существующими отношениями с группой, благодаря которым достигается удовлетворение нарциссических желаний. Их можно свести к сохраняющимся первичным чувствам всемогущества, которые переживались при взаимодействии с первичными объектами. Отсутствием фру-стрирующих воспитательных мер в раннем детстве объясняется то, что в отличие от западных культур, среди функций Я-идеала большее значение приобретает удовлетворение желаний, а не интроекция авторитарных запретов. Клановая совесть догонов, соответствующая Сверх-Я европейцев, благодаря социальной вовлеченности и акценту ее требований на практической жизни является не столь садистской. Запреты нередко нарушаются, но из-за отсутствия достаточной интроекции олицетворяющих их людей почти не вызывают чувства вины. За нарушения табу не грозит наказание. Индивид может нарушать табу в зависимости от своего положения в обществе. В свою очередь соблюдение табу ведет к укреплению чувства общности, из которого Я черпает свою силу.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

Смотрите также

Учетная политика
Под учетной политикой хозяйствующего субъекта в соответствии с ПБУ 1/98 "Учетная политика предприятия" понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета первичного ...

Мышление профессионала-практика
Второй этап в развитии взглядов на практическое мышление был подготовлен бурным развитием психологии труда, изучением профессий, разработкой методов оптимизации трудовой деятельности. Тщательное и ...

Методический инструментарий для учебных занятий по анализу конфликтов и ведению переговоров
Будьте самоучками - не ждите, чтобы вас научила жизнь. Станислав Ежи Лец Особенности психологического экспериментирования, при котором предметом моделирования и изучения является конфликт, состоят ...