Только полное отделение от привычного окружения и нарушение ориентированного на совместную жизнь Я-идеала ведут к снижению самооценки и возникновению острого чувства одиночества. Здесь следует отметить часто наблюдаемый симптом «brain-fag» (нарушение работоспособности) у африканских студентов (Prince 1960), возникающий, как правило, тогда, когда нет возможности для отвода напряжения, порождаемого влечениями, в совместной деятельности (так называемый защитный механизм материализации). Совместная деятельность способствует развитию интерперсональных отношений в смысле сближения, вчувствования и соучастия и обеспечивает распределение либидинозных и агрессивных импульсов среди нескольких партнеров.

Клановая совесть проявляется в желании защищенности, единения с группой и, в конечном счете, удовлетворительных дуальных отношений с матерью доэдипо-ва периода. Удовлетворение этого желания укрепляет чувство идентичности с народом и побуждает каждого догона без принуждения включиться в совместную жизнь. Это, наверное, способствовало тому, что догонам удавалось противостоять культурным влияниям, которым они подвергались в период французского колониализма, или без ущерба для себя интегрировать их в свою общественную структуру.

Агни воспитывают своих маленьких детей аналогичным образом (Parin, Morgen-thaler 1971). Полное удовлетворение влечений в симбиотическом единстве с кормящей матерью и одновременно испытываемое нарциссическое удовлетворение от внимания со стороны других людей в первые два года жизни создают условия для здорового процесса индивидуации. Внезапное и полное прекращение грудного вскармливания, лишение эмоциональных контактов с матерью, кормление от одного до двух раз в день смесью из стручков перца, полностью меняют образ матери. Ребенок агни внезапно обнаруживает рядом с собой властную, агрессивную, совершающую насилие мать. Поскольку разграничение матери и ребенка никак не было подготовлено, это не может привести к образованию репрезентантов объекта; соответственно, не происходит и либидинозного катексиса. Хотя провоцирующая позиция матери препятствует обращению агрессии вовнутрь, тем не менее следует предположить серьезное нарушение детского чувства всемогущества, которого ребенок стремится избежать через возврат к галлюцинаторным механизмам удовлетворения. Нарциссическая регрессия является следствием недостаточно подготовленного приучения к самостоятельности. Поскольку первичный объект полностью устранить невозможно, а замещающие объекты катектируются лишь частично, ребенок пытается приблизиться к реальности через идентификацию с оставляющим его агрессором. «Внезапный отказ от "оральной" поддержки является возможностью, которой располагают все взрослые при разрешении интерперсональных конфликтов» (Parin, Morgenthaler 1971, 502).

Ранняя самостоятельность детей агни стимулирует их интеллектуальное развитие. Однако моторные навыки из-за поддержки со стороны родителей развиваются не так быстро. Из-за преобладания первичного процесса постоянно оживают фантазии о доброй, заботливой матери или о первичных парциальных объектах. От них ожидают удовлетворения, и если оно отсутствует, то тут же происходит проекция на внешние предметы и окружающих людей. Возникает паранойяльный страх со всеми связанными с ним архаическими попытками защититься. Чем старше человек, тем большее значение приобретают ритуализация и крайне строгие формы этикета, которые поэтому легко распознать в качестве социально приемле-. мых способов разрешения агрессивных доэдиповых желаний. Стремление к богатству, обладанию красивыми женщинами служит после перенесенной обиды нар-циссическому восстановлению симбиотического чувства всемогущества, Возврат к фантазиям о всесилии является для агни возможным способом удовлетворения, восстанавливающим автономию Я.

Организация Я, как и у договюв, является чрезвычайно гибкой. Смена катекси-сов, изменения функций и регрессия к ранним стадиям развития являются наиболее примечательными ее характеристиками. Приходится считаться даже с частичной потерей функций, например распадом речи, служащим защите от аффекта и установлению отношений с внешним миром. Длительный, константный катексис объектов практически не встречается; подобный процесс скорее вызывает отчетливый страх, пробуждая воспоминания о первоначальной травме и ставя под сомнение привычные механизмы защиты.

Постоянное недоверие является характерной чертой агни. В рамках группы защитные механизмы отрицания, избегания, обращения в противоположность, смещения и обратимого ограничения Я служат тому, чтобы не допустить еще раз переживания утраты объекта. В грандиозном искажении объект-мать или ее репрезентанты на какое-то время оставляются, освободившаяся психическая энергия связывается нар-циссическим образом, и, наконец, после совершенного магического восстановления первоначальной симбиотической диады в коллективе Я, усиленное совместными проекциями и проективной идентификацией, может обратиться к другим объектам

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Смотрите также

Методический инструментарий для учебных занятий по анализу конфликтов и ведению переговоров
Будьте самоучками - не ждите, чтобы вас научила жизнь. Станислав Ежи Лец Особенности психологического экспериментирования, при котором предметом моделирования и изучения является конфликт, состоят ...

Творчество Вильгельма Райха и его последователей
Вне всякого сомнения, Вильгельм Райх — одна из самых неоднозначных фигур в истории психоанализа. Мы обязаны Райху тем, что терапевтическая техника психоанализа стала доступна для систематического ...

Творчество Мелани Кляйн
Разработав аналитический метод лечения маленьких детей, Мелани Кляйн создала инструмент, позволивший ей проникнуть в глубины психики и сделать новые открытия, относящиеся к раннему развитию челове ...