Аналогичные данные опубликовали Мюнтсербергер и Кишнер (Muensterberger, Axelrad 1964—1968, v. IV). Психотическое нарушение рассматривается ими как неадекватная аффективная реакция на непредвиденную ситуацию. Наряду с состоянием умственного истощения картину болезни характеризовали потеря реальности, дезориентация, смятение чувств и общее беспокойство в форме галлюцинаторных страхов преследования. Функции Я, которые в нормальном состоянии служат главным образом внутренней и внешней адаптации, были нарушены. Такие симптомы, как головная боль, оптические нарушения восприятия, потеря памяти, неспособность понять значение написанных слов, а также постоянное утомление и сонливость указывают на лабильность Я, которое было лишено надежной основы в виде групповой идентичности. Избавление от симптомов достигалось в течение самого короткого времени, сразу после того, как пациент в замкнутом пространстве психиатрической лечебницы находил замену недостающим групповым связям. Успех лечения и динамическое понимание задействованных психических структур побудили авторов составить программу, которая должна была оказать эффективную помощь студентам, происходившим из другой культурной среды, чтобы избежать подобных нарушений адаптации в будущем. Так, например, в случае западноафриканских студентов необходимо содействовать обучению в группах, подкреплять групповую ответственность и тем самым создавать эго-синтонное окружение, напоминающее условия жизни в родной стране.

Сложнее создать условия для терапевтического воздействия там, где речь идет, например, об интеграции «субкультуры» американских негров в общественную структуру США, в которой ощущается влияние европейских паттернов поведения.

Хантер и Бабкок (Muensterberger, Axelrad 1964—1968, v. 4) интерпретировали историю американских негров в качестве динамической функции при столкновении различных групп и культур. Рабовладение белых людей является в этом смысле продолжением симбиотических отношений между матерью и ребенком у негров. Относительная неуспеваемость негритянских детей в школе объясняется в таком случае недостаточной сформированностью характерных для западной культуры функций Я. Полное подчинение или идентификация с агрессором являлись формами возмещения потерпевшего фиаско приспособления. Провозглашение Линкольном в 1863 году равноправного партнерства для негров следует рассматривать как преждевременный шаг в развитии самостоятельности, поскольку негры, доверившись либерализму северных штатов, даже там не смогли избежать использования себя как рабочей силы. Преодоление страхов отделения привело их к новой зависимости, которой еще раз подтвердилось их изначальное представление о себе как о «ребенке, наделенном огромной мышечной силой». Успешная интеграция может быть достигнута только в том случае, если материальные условия и связанные с предрассудками установки меняются с обеих сторон. Специфические для каждой группы бессознательные страхи, которые можно выявить еще и сегодня, в значительной степени препятствовали единению нации, где процесс адаптации зависит от обеих сторон.

В качестве еще одного примера применения психоанализа в области этнографии следует упомянуть исследования Рут и Бриса Бойеров (Boyer, Boyer 1964, 1969; Muensterberger, Axelrad 1964-19х8, v. 3,4, 5), проводившиеся в течение шести лет в резервациях индейцев мескалеро в штате Нью-Мексико. Полевая работа частично финансировалась Национальным институтом психической гигиены. Наряду с исключительно терапевтической задачей (уровень преступности в резервации был в пять-десять раз выше, чем в других сопоставимых областях США, чрезмерное употребление алкоголя и школьная неуспеваемость детей из резерваций общеизвестны) это исследование должно было прояснить взаимосвязи между социальной структурой, паттернами воспитания и чертами личности.

В ходе исследования выявился еще один интересный аспект: в резервации жили представители двух разных племен апачей. Эти два племени совершенно по-разному подверглись процессу аккультурации, осуществлявшемуся европейцами.

Резервация была создана в 1873 году на месте бывшего поселения индейцев мес-калеро. Следовательно, это племя имело возможность остаться жить на своей исконной территории, хотя и в значительно стесненных условиях. Индейцы племени апачей чирикахуа были депортированы из своих привычных мест поселения сначала во Флориду, а затем в штат Алабама. Они жили там до 1913 года в лагере под управлением армии. Влияние западной цивилизации ощущалось здесь гораздо сильнее, чем в резервациях, которые, хотя и находились под началом Бюро по делам индейцев, смогли сохранить остатки прежнего самоуправления и образа жизни. После своего освобождения чирикахуа переселились в резервацию мескалеро, где вместе с последними они образовали тамошнее индейское население.

Страницы: 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18

Смотрите также

Творчество Вильгельма Райха и его последователей
Вне всякого сомнения, Вильгельм Райх — одна из самых неоднозначных фигур в истории психоанализа. Мы обязаны Райху тем, что терапевтическая техника психоанализа стала доступна для систематического ...

Творчество Мелани Кляйн
Разработав аналитический метод лечения маленьких детей, Мелани Кляйн создала инструмент, позволивший ей проникнуть в глубины психики и сделать новые открытия, относящиеся к раннему развитию челове ...

Хаинц Гартманн и современный психоанализ
Хайнц Гартманн (1894—1970), выдающийся психоаналитик второго поколения, был одним из тех, кому выпало продолжить пионерскую работу, начатую в первые десятилетия XX века Фрейдом и его соратниками. ...