Аналогичные данные опубликовали Мюнтсербергер и Кишнер (Muensterberger, Axelrad 1964—1968, v. IV). Психотическое нарушение рассматривается ими как неадекватная аффективная реакция на непредвиденную ситуацию. Наряду с состоянием умственного истощения картину болезни характеризовали потеря реальности, дезориентация, смятение чувств и общее беспокойство в форме галлюцинаторных страхов преследования. Функции Я, которые в нормальном состоянии служат главным образом внутренней и внешней адаптации, были нарушены. Такие симптомы, как головная боль, оптические нарушения восприятия, потеря памяти, неспособность понять значение написанных слов, а также постоянное утомление и сонливость указывают на лабильность Я, которое было лишено надежной основы в виде групповой идентичности. Избавление от симптомов достигалось в течение самого короткого времени, сразу после того, как пациент в замкнутом пространстве психиатрической лечебницы находил замену недостающим групповым связям. Успех лечения и динамическое понимание задействованных психических структур побудили авторов составить программу, которая должна была оказать эффективную помощь студентам, происходившим из другой культурной среды, чтобы избежать подобных нарушений адаптации в будущем. Так, например, в случае западноафриканских студентов необходимо содействовать обучению в группах, подкреплять групповую ответственность и тем самым создавать эго-синтонное окружение, напоминающее условия жизни в родной стране.

Сложнее создать условия для терапевтического воздействия там, где речь идет, например, об интеграции «субкультуры» американских негров в общественную структуру США, в которой ощущается влияние европейских паттернов поведения.

Хантер и Бабкок (Muensterberger, Axelrad 1964—1968, v. 4) интерпретировали историю американских негров в качестве динамической функции при столкновении различных групп и культур. Рабовладение белых людей является в этом смысле продолжением симбиотических отношений между матерью и ребенком у негров. Относительная неуспеваемость негритянских детей в школе объясняется в таком случае недостаточной сформированностью характерных для западной культуры функций Я. Полное подчинение или идентификация с агрессором являлись формами возмещения потерпевшего фиаско приспособления. Провозглашение Линкольном в 1863 году равноправного партнерства для негров следует рассматривать как преждевременный шаг в развитии самостоятельности, поскольку негры, доверившись либерализму северных штатов, даже там не смогли избежать использования себя как рабочей силы. Преодоление страхов отделения привело их к новой зависимости, которой еще раз подтвердилось их изначальное представление о себе как о «ребенке, наделенном огромной мышечной силой». Успешная интеграция может быть достигнута только в том случае, если материальные условия и связанные с предрассудками установки меняются с обеих сторон. Специфические для каждой группы бессознательные страхи, которые можно выявить еще и сегодня, в значительной степени препятствовали единению нации, где процесс адаптации зависит от обеих сторон.

В качестве еще одного примера применения психоанализа в области этнографии следует упомянуть исследования Рут и Бриса Бойеров (Boyer, Boyer 1964, 1969; Muensterberger, Axelrad 1964-19х8, v. 3,4, 5), проводившиеся в течение шести лет в резервациях индейцев мескалеро в штате Нью-Мексико. Полевая работа частично финансировалась Национальным институтом психической гигиены. Наряду с исключительно терапевтической задачей (уровень преступности в резервации был в пять-десять раз выше, чем в других сопоставимых областях США, чрезмерное употребление алкоголя и школьная неуспеваемость детей из резерваций общеизвестны) это исследование должно было прояснить взаимосвязи между социальной структурой, паттернами воспитания и чертами личности.

В ходе исследования выявился еще один интересный аспект: в резервации жили представители двух разных племен апачей. Эти два племени совершенно по-разному подверглись процессу аккультурации, осуществлявшемуся европейцами.

Резервация была создана в 1873 году на месте бывшего поселения индейцев мес-калеро. Следовательно, это племя имело возможность остаться жить на своей исконной территории, хотя и в значительно стесненных условиях. Индейцы племени апачей чирикахуа были депортированы из своих привычных мест поселения сначала во Флориду, а затем в штат Алабама. Они жили там до 1913 года в лагере под управлением армии. Влияние западной цивилизации ощущалось здесь гораздо сильнее, чем в резервациях, которые, хотя и находились под началом Бюро по делам индейцев, смогли сохранить остатки прежнего самоуправления и образа жизни. После своего освобождения чирикахуа переселились в резервацию мескалеро, где вместе с последними они образовали тамошнее индейское население.

Страницы: 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18

Смотрите также

Психотерапия (поведенческая психотерапия)
Психотерапия - это наука о влиянии слова на психику, а через нее на весь организм человека с целью сохранения и восстановления здоровья. Инструментом влияния является язык врача. Применение психотера ...

Хаинц Гартманн и современный психоанализ
Хайнц Гартманн (1894—1970), выдающийся психоаналитик второго поколения, был одним из тех, кому выпало продолжить пионерскую работу, начатую в первые десятилетия XX века Фрейдом и его соратниками. ...

Психоанализ в Восточной Европе
Изначально понятие «Восточная Европа» использовалось как чисто географическое наименование. К нему относили местность и государства восточный части Польши, европейскую Россию и Украину, Прибалтику ...