Хотя можно было предположить, что образ жизни обоих племен существенно не различается — об этом свидетельствуют сообщения, относящиеся к более раннему времени, — удалось выявить статистически достоверные различия паттернов реагирования на предъявлявшийся стимульный материал теста Роршаха, особенно среди молодых членов обоих племен, выросших в разных условиях.

Мескалеро, выросшие в резервации, почти не давали обобщенных и абстрактных формулировок. Их ответы были короткими, конкретными, а само тестирование проходило с огромным трудом. Чирикахуа, выросшие в тюремных лагерях, обладали способностями к обобщению и абстрагированию. Они расцвечивали свои ответы деталями и индивидуальными наблюдениями (Boyer, Boyer in: Muensterberger, Axelrad 1964-1968, v. IV).

В целом ответы на тест Роршаха выявили значимые когнитивные различия между двумя группами. Можно было предположить, что мескалеро были более уверены в своей личной идентичности и более способны к установлению объектных отношений. Чирикахуа постоянно давали ответы, сопоставимые с ответами, которые можно было бы ожидать от белых людей. Таким образом, различия когнитивных паттернов объясняются различиями процессов аккультурации. Кроме того, с отдельными членами обеих групп проводились психоаналитические интервью в рамках психотерапевтической ситуации. Здесь исследователи выявили аналогичные различия, которые, однако, из-за недостаточной репрезентативности выборки нельзя было интерпретировать.

В общей сложности было проведено сравнение 48 протоколов теста Роршаха. Часть протоколов подверглась количественному и качественному анализу доктором Бруно Клопфером (прекрасным знатоком теста Роршаха), который не был знаком с испытуемыми. Поскольку наиболее значимые различия выявились у апачей-муж-чин, можно предположить, что мужские функции (апачи-мужчины описываются в литературе как гордые, внушающие уважение и ответственные за решения в группе) претерпели изменение под воздействием процесса аккультурации в большей степени, чем мало изменившиеся роли женщин. Возможно, наиболее важными факторами явились здесь потеря обширных охотничьих угодий, прекращение военных действий и разбойничьих набегов, а также передача функций вождей племени местным управлениям Национального бюро.

Необходимость полностью изменить свое поведение стала проблемой прежде всего для мркчин чирикахуа. Заключение в армейских тюремных лагерях положило конец их свободолюбивой установке и возможности постоянных странствий. Первые годы жизни в лагерях прошли у них почти в полном бездействии, а недрркелюбно настроенные

поработители обращались с ними уничижительно. Лишенные своих ролевых функций в кланах, они поддерживали уважение к себе только воспоминаниями.

Возникшие психические изменения достаточно хорошо можно описать в терминах депрессии. Обращение либидинозного и агрессивного катексиса объектов на собственное Я воспрепятствовало созданию тесных объектных отношений со своим потомством. У детей также е^-ва ли имелась возможность идентифицироваться с достойными восхищения моделями. Им постоянно приходилось видеть, что их родители боялись презираемых белых солдат и относились к ним с почтением. Как следствие, произошла интроекция этих разноплановых установок, что привело к противоречивому синтезу процессов восприятия, познания и понимания. Пожилые мужчины племени чирикахуа отвечали при выполнении теста Роршаха, как белые, и, очевидно, придерживались нормативных представлений белых людей. Этот процесс можно также описать с помощью введенного А. Фрейд понятия идентификации с агрессором (A. Freud 1936).

Дети чирикахуа жили в ситуации эмоциональной депривации, в значительной степени повлиявшей на дальнейшее развитие Я. Нарциссическое отступление родителей как форма разрешения внутреннего конфликта позволило, кроме того, найти эмоциональную замену в групп ^ровесников. Особое чувство интимности пожилых чирикахуа по отношению к соплеменникам одного с ними возраста ощущается даже сегодня.

Хотя национальные власти обращались с индейцами мескалеро самым постыдным образом (например, индейцы должны были каждую неделю становиться в очередь за едой, которая по качеству и количеству совершенно не соответствовала их требованиям), мескалеро все же удалось сохранить в резервации свой уклад, а также кочевнический образ жизни, соответствующий их основному занятию — охоте. Мужчины утвердились в своей первоначальной позиции вождей, а женщины продолжали преклоняться перед ними. Способность к постоянному катексису объектов позволила их потомкам обрести большую внутреннюю уверенность и по сравнению с апачами лучше идентифицироваться. Интроекция фигур собственных родителей и их качеств дала им возможность упрочить у себя когнитивные паттерны реагирования, которые были выявлены также у совсем старых апачей.

Страницы: 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19

Смотрите также

Психоаналитическая концепция мазохизма со времен Фрейда: превращение и идентичность
Проблема мазохизма, рассматриваемая с позиции психоаналитической теории, излагается в данной статье в двух разделах. Вначале будет представлена фрейдовская концепция, разработанная в рамках первой ...

Управленческие процессы
Уровень развития информационного пространства начинает самым непосредственным образом влиять на экономику, деловую и общественно-политическую активность, граждан, другие стороны жизни общества. Ин ...

Мышление профессионала-практика
Второй этап в развитии взглядов на практическое мышление был подготовлен бурным развитием психологии труда, изучением профессий, разработкой методов оптимизации трудовой деятельности. Тщательное и ...