В последующем исследовании взаимосвязи между школьной успеваемостью детей апачей и ответами воспитателей на тест Роршаха было установлено, что воспитатели успевающих учеников лучше справлялись с тестом Роршаха, чем воспитатели неуспевающих детей апачей (Boyer et al. 1968) Протоколы воспитателей оценивались с помощью количественного метода Клопфера (Ainsworth, Klopfer 1954) по семи критериям, выявленным у пожилых индейцев мескалеро и чирикахуа.

Еще одно исследование, также проведенное под руководством Бойера, показало, что процессы аккультурации особенно негативно отразились на личности молодых членов племени апачей. Этническая и сексуальная идентичность пожилых апачей является более стабильной, Апачи среднего и молодою возраста сформировали фасад более или менее стереотипных паттернов коммуникации, которые можно интерпретировать как защитные реакции против разнообразных культурных влияний. Однако они сформировались в ущерб исходным паттернам идентификации и вере в собственные способности (Boyer et al. 1964).

Опустошительное воздействие разрушенных возможностей идентификации под влиянием процесса аккультурации или декультурации рассматривается в другой работе, посвященной жизни апачей в резервации (Boyer, Boyer in: Muensterberger, Axelrad 1960—1968, н. 5). В качестве одной из важнейших функций социальных структур и процессов социализации общества Бойер выделяет смешение агрессивной и либидинозной энергии. Общность людей и, соответственно, постоянство

групповой жизни могут быть обеспечены только в том случае, если каждый отдельный член приходит к решению этой проблемы в реальном сообществе. Поэтому, изучая тенденцию современных апачей к социальному беззаконию, неспособности трудиться и утрате идентичности, надо выяснить, какие меры необходимы, чтобы снова достичь существовавшего вначале соединения агрессивного влечения и его производных, то есть установить, что в нынешнем образе жизни апачей препятствует их нормальному слиянию.

Оригинальные методы социализации апачей способствуют возникновению сознательных агрессивных импульсов и воинственной установки. Уже во время беременности матери будущий ребенок являлся объектом амбивалентных чувств. Кроме того, из-за скудного питания дети становились соперниками. Родители в определенной степени дистанцировались от новорожденных. Только так они могли справляться со страхом потери, который они испытывали в период военного ггротивостояния и который был обусловлен высокой детской смертностью. Именно поэтому дети апачей становятся членами общества только в возрасте примерно 18~24 месяцев.

Бессознательная враждебность выражалась также в том, что второго ребенка из пары близнецов всегда убивали и что очень многие дети просто были обречены на голодную смерть, поскольку в исполнении своей функции ухода за детьми мате^-ри крайне непостоянны. Полное удовлетворение физических потребностей детей чередуется со склонностью оставлять детей одних на несколько дней и даже недель. Часто детей просто отдают знакомым и родственникам, а сами родители целиком посвящают себя исполнению своих желаний и своим интересам Детей нередко дарят, при этом родители не проявляют ни сожаления, ни чувства вины.

Поэтому возникает впечатление, что обычные апачи имеют лишь незначительную эмоциональную связь с детьми, да и то если им удается проекция собственных желаний. Матери могут быть необычайно дружелюбными и сердечными, если только импульсивно не пытаются исполнять свои собственные желания. Последний по счету ребенок является «кумиром» з семье до тех пор, пока не рождается новый ребенок (как правило, с интервалом в два года) и пока он отвечает нарциссическим интересам родителей. «Свержение с престола» происходит внезапно и жестоко. Отвергнутый таким образом ребенок ищет утешения в аутоэротических действиях или у других детей. В отношении ненавистного нового отпрыска нельзя проявлять никакой агрессии. В ответ на гнев, направленной на мать, следует мягкое наказание или насмешки. Взрослые поощряют ребенка создавать себе отдушину в разрушитель-; ных нападениях на старших детей или их собственность и в садистском обращении ; с животными. Тем не менее ребенок обучается направлять агрессию на свое тело, у него развивается необычайная толерантность к физической и психической боли; как выражение подавления собственных агрессивных наклонностей.

Несмотря на свою выявленную скрытую враждебность, родители все же делали j очень многое для того, чтобы максимально подготовить детей к трудной жизни. Раз- г нообразные практические упражнения, испытания мужества и строгая дисциплина должны были помочь юношам и девушкам справиться с задачами общества. Проблема амбивалентных отношений друг с другом разрешалась благодаря строгим ; ритуалам избегания, иерархической организации клана и разбойничьим набегам на чужие владения. Кроме того, вера в ведьм, кобольдов и духов, живущих в различ-1 ных табуированных животных, помогала справляться с агрессией посредством ме-1 ханизма проекции. Таким образом, уже. само воспитание демонстрировало дозво-;^ ленные культурой способы разрядки агрессии. Смелость, упорство, жестокость были I поставлены на службу сообществу и тем самым содействовали межгрупповой соли-1 дарности и выживанию племени. Люди вне племенного сообщества являлись недо*| брожелательными врагами, которых надо было уничтожать. Суровость к себеI

Страницы: 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

Смотрите также

Проблемная ситуация и процесс практического мышления
Сегодня общепризнанным стал тезис С.Л. Рубинштейна о том, что мышление едино, что его различные виды (например, практическое и теоретическое мышление) имеют общую природу, подчиняются одним и тем ...

Психоанализ в Восточной Европе
Изначально понятие «Восточная Европа» использовалось как чисто географическое наименование. К нему относили местность и государства восточный части Польши, европейскую Россию и Украину, Прибалтику ...

Фрейдовские соратники
Наряду с очерками о личности и творчестве Фрейда мы решили рассказать также о двух, пожалуй, наиболее выдающихся фрейдовских учениках: Карле Абрахаме и Шандоре Ференци. Невозможно даже просто сос ...