Единственным по-прежнему действенным институтом, к которому регулярно обращаются индейцы, когда отказывают природные методы лечения либо когда приходится опасаться какого-нибудь колдовства или воздействия враждебно настроенных сил, является шаман. Основываясь на результатах своего исследования, Бойер (Воуег 1961) кладет конец предрассудку, что шаманы апачей — это люди со скрытыми психическими нарушениями из группы шизофрении.

При помощи теста Роршаха ему удало доказать, что в среднем они являются более здоровыми, чем живущие с ними индейцы. Они обладают более выраженной способностью к проверке реальности и могут использовать регрессивные тенденции в интересах Я.

Статистическая обработка протоколов теста Роршаха и анализ количественных показателей истерии (Schafer 1948) также не выявили достоверных различий. Структура их личности во многом похожа на структуру личности у индивидов их группы. Они не являются ни невротиками, ни психотиками и, пожалуй, реже страдают психическими нарушениями, чем большинство их товарищей (Воуег 1964). В значительном до сих пор влиянии шаманства авторы исследований могли убедиться при работе со своими анализандами. В ходе анализа постоянно всплывали образы, в которых аналитик представал белым шаманом или его антиподом — белым колдуном. Настоящие шаманы избегали аналитиков и пытались уничтожить их с помощью магических действий. Первый шаман, сам вызвавшийся принять участие в исследовании, сделал это лишь для того, чтобы доказать свою силу, оттеснить белых «шаманов» и упрочить собственную позицию. Когда шаманы сталкивались с дружелюбной, но вместе с тем несколько отстраненной манерой держаться, свойственной аналитикам, их явно чувствовавшаяся вначале тревога со временем исчезала. Заметное улучшение психического состояния в результате интерпретаций в конце концов заставило их наделить аналитиков ролью «большого белого отца», который должен был обучать молодых членов племени в духе прежних способов воспитания и идеалов.

Успех своей исследовательской и терапевтической деятельности Бойер и его коллеги объясняли следующими факторами: научным интересом и готовностью на протяжении долгого времени жить среди апачей; непредвзятостью, которой способствует собственный анализ; проработкой перед началом полевого исследования всей имеющейся литературы об этих народах; учетом индивидуальной истории жизни каждого анализанда; сознательным избеганием каких-либо видов деятельности, которые означали бы совместное отыгрывание. Поэтому для практической работы с маргинальными группами или иными меньшинствами в рамках оказания социальной помощи Бойер выдвигает требование, чтобы каждый социальный работник досконально знал свои собственные мотивы. Особенно тенденция к материнской опеке, то есть к полному удовлетворению потребности в зависимости доверившихся ему людей, часто свидетельствует о расщепленных частях собственной Самости. Подобная установка искажает взгляд на действительность, часто является лишь выражением представленных в фантазии потребностей социального работника и не позволяет опекаемым таким образом людям самим активно формировать свою жизнь (Воуег 1964).

Влияние процессов аккультурации или декультурации на различные возрастные группы изучалось в интересной работе Джиовачини (Giovacchini 1961 ). В ходе анализа переселенцев в США оказалось, что по сравнению с детьми, родившимися в период от трех до восьми лет перед эмиграцией, у детей, родившихся в США, достоверно чаще отмечались нарушения адаптации и интеграции. Дети, родившиеся в других странах, больше критиковали новое окружение, меньше — происхождение родителей. Переживание принадлежности к меньшинству в чужой стране не смогло разрушить прочные родительские интроекты.

Дети, рожденные в США, проявляли явно выраженные агрессивные черты по отношению к родителям. В значительно большей степени они направляли свой гнев против собственного тела, и у них развивались мазохистские черты. Они часто принимали навязываемую им американскими детьми негативную идентичность и вели себя полностью наперекор своим сознательным желаниям социальной интеграции.

У родителей преобладали амбивалентные чувства. Оставление родины означало полное подавление негативных чувств по отношению к ней, поскольку только через идеализацию родной страны можно было защитить свою Самость от разрушения. Подчеркнутая любовь к родине препятствовала ассимиляции в новую культуру. Проекция подавленных чувств ненависти на современные аспекты экономической, социальной и политической жизни позволяла сохранять культурную идентичность.

Страницы: 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22

Смотрите также

Фрейдовские соратники
Наряду с очерками о личности и творчестве Фрейда мы решили рассказать также о двух, пожалуй, наиболее выдающихся фрейдовских учениках: Карле Абрахаме и Шандоре Ференци. Невозможно даже просто сос ...

Творчество Вильгельма Райха и его последователей
Вне всякого сомнения, Вильгельм Райх — одна из самых неоднозначных фигур в истории психоанализа. Мы обязаны Райху тем, что терапевтическая техника психоанализа стала доступна для систематического ...

Психотерапия (поведенческая психотерапия)
Психотерапия - это наука о влиянии слова на психику, а через нее на весь организм человека с целью сохранения и восстановления здоровья. Инструментом влияния является язык врача. Применение психотера ...