Другой возможный подход заключается в психоаналитически ориентированном интервью, придающем жизнь застывшим формам культуры. Культура живет только благодаря своим индивидуальным представителям, а также тому, как они обращаются с вверенным им наследием

Для психоанализа как науки, стремящейся выяснить динамику психической жизни, включение в исследование человека как структурного и структурирующего единства является обязательным методологическим условием. При этом она ставит задачей, принимая во внимание все инстанции и взаимодействие между ними, понять и объяснить настоящее и будущее индивида и общества. Разумеется, если иметь в виду более крупные общества, она находится пока еще только у истоков своего широкого применения. Тем не менее ошибки, связанные с неправильным применением методов или необоснованных гипотез, не должны ставить под сомнение пригодность используемого инструмента как такового.

ПРИМЕЧАНИЯ

Главные возражения касались прежде всего дарвиновской гипотезы о первичном социальном существовании людей, которое якобы соответствует жизненным привычкам высших приматов. Совместная жизнь в небольших ордах под водительством ревнивого самца, принуждающего молодых и более слабых самцов к экзогамии, стала считаться также прообразом социального устройства людей. Тщательные наблюдения за высшими приматами (Schauer 1963) доказывают, что эти животные не только не живут в подчинении вожака, но и не проявляют сексуальной ревности. Там, где существовала иерархия, ее нарушение никогда не вело к столь суровому наказанию, как исключение из сообщества.

Следующее возражение касается наследования психических диспозиций (свойств). Генетика, перешедшая на более высокую ступень развития по сравнению со временем, когда жил Фрейд, отвергает идею о наследовании специфических психических свойств, приобретенных в течение жизни индивида, по причине неизменности у человека наследственного материала.

Третье возражение выдвигалось прежде всего против того значения, которое придавал Фрейд тотемной трапезе (возмещение действия, успокоение чувства вины при одновременном повторении действия). Этнографы обнаружили множество обществ, в которых нет ритуального употребления в пищу тотемного животного. Поэтому тотемная трапеза уже не может считаться непременным условием наличия тотемизма.

С другой стороны, очень верно было отмечено (Parsons in: Muensterberger, нем. изд., 1974), что гипотезы Фрейда, с трудом поддающиеся эмпирической проверке, по сути, следует понимать как проекции желания. В этом высказывании подтверждается правильность психоаналитической интерпретации культурных фактов, Ко времени написания «Тотема и табу» фрейдовский подход давно уже стал чисто психологическим. Как иначе следует понимать его тезис: «В основе сознания вины у невротиков лежат только психические реальности, а не фактические» (IX, 191)? То, что работа *Тотем и табу», помимо прочего, имела большое значение лично для Фрейда, отмечено Э. Джонсом (Jones 1956).

Кроме того, психоаналитические исследования ранних отношений между матерью и ребенком предоставили достаточно доказательств того, что «наследование» психических диспозиций, по существу, необходимо искать в процессах интроекции и проективной идентификации. В подобных процессах весьма отчетливо проявляется отношение к тотемной трапезе и к связанным с тотемом фантазиям о преследовании, разрушении, расчленении и поглощении. Эти механизмы следует отнести к паранойяльно-шизоидной позиции (Klein 1932). Абрахам еще в 1924 году писал: «Я хочу подчеркнуть тот факт, что разрушительные фантазии маниакальных пациентов, в сущности, направлены против матери» (Abraham 1950,475).

Сходным образом высказывается Уитинг (Muensterberger, Axelrad 1964-1968, v. IV, Щ: «Клинические исследования с вероятностью, граничащей с абсолютной уверенностью, позволяют предположить, что каннибальские желанна чаше направлены против матери, чем против отца». И: «Тотемизм можно скорее рассматривать как признанный культурой механизм зашиты против враждебных и каннибальских фантазий в отношении матери, чем против эдипова чувства соперничества к отцу».

Лишь в самых редких случаях критика основана на методических спорах в самом психоанализе, и поэтому она еще только должна быть переведена во всем многообразии ее выводов в критикуемую систему. Только тогда можно будет принять окончательное решение о пригодности результатов. Огромное значение «Тотема и табу» для аналитического исследования этим никак не ставится под сомнение.

Страницы: 15 16 17 18 19 20 21 22

Смотрите также

Фрейдовские соратники
Наряду с очерками о личности и творчестве Фрейда мы решили рассказать также о двух, пожалуй, наиболее выдающихся фрейдовских учениках: Карле Абрахаме и Шандоре Ференци. Невозможно даже просто сос ...

Организация рационального питания
Изучение радиационных воздействий на организм человека показывает, насколько опасно влияние радиации. Причем, как показали последние исследования, действия малых доз радиации на человека в большой ...

Управленческие процессы
Уровень развития информационного пространства начинает самым непосредственным образом влиять на экономику, деловую и общественно-политическую активность, граждан, другие стороны жизни общества. Ин ...