Другой возможный подход заключается в психоаналитически ориентированном интервью, придающем жизнь застывшим формам культуры. Культура живет только благодаря своим индивидуальным представителям, а также тому, как они обращаются с вверенным им наследием

Для психоанализа как науки, стремящейся выяснить динамику психической жизни, включение в исследование человека как структурного и структурирующего единства является обязательным методологическим условием. При этом она ставит задачей, принимая во внимание все инстанции и взаимодействие между ними, понять и объяснить настоящее и будущее индивида и общества. Разумеется, если иметь в виду более крупные общества, она находится пока еще только у истоков своего широкого применения. Тем не менее ошибки, связанные с неправильным применением методов или необоснованных гипотез, не должны ставить под сомнение пригодность используемого инструмента как такового.

ПРИМЕЧАНИЯ

Главные возражения касались прежде всего дарвиновской гипотезы о первичном социальном существовании людей, которое якобы соответствует жизненным привычкам высших приматов. Совместная жизнь в небольших ордах под водительством ревнивого самца, принуждающего молодых и более слабых самцов к экзогамии, стала считаться также прообразом социального устройства людей. Тщательные наблюдения за высшими приматами (Schauer 1963) доказывают, что эти животные не только не живут в подчинении вожака, но и не проявляют сексуальной ревности. Там, где существовала иерархия, ее нарушение никогда не вело к столь суровому наказанию, как исключение из сообщества.

Следующее возражение касается наследования психических диспозиций (свойств). Генетика, перешедшая на более высокую ступень развития по сравнению со временем, когда жил Фрейд, отвергает идею о наследовании специфических психических свойств, приобретенных в течение жизни индивида, по причине неизменности у человека наследственного материала.

Третье возражение выдвигалось прежде всего против того значения, которое придавал Фрейд тотемной трапезе (возмещение действия, успокоение чувства вины при одновременном повторении действия). Этнографы обнаружили множество обществ, в которых нет ритуального употребления в пищу тотемного животного. Поэтому тотемная трапеза уже не может считаться непременным условием наличия тотемизма.

С другой стороны, очень верно было отмечено (Parsons in: Muensterberger, нем. изд., 1974), что гипотезы Фрейда, с трудом поддающиеся эмпирической проверке, по сути, следует понимать как проекции желания. В этом высказывании подтверждается правильность психоаналитической интерпретации культурных фактов, Ко времени написания «Тотема и табу» фрейдовский подход давно уже стал чисто психологическим. Как иначе следует понимать его тезис: «В основе сознания вины у невротиков лежат только психические реальности, а не фактические» (IX, 191)? То, что работа *Тотем и табу», помимо прочего, имела большое значение лично для Фрейда, отмечено Э. Джонсом (Jones 1956).

Кроме того, психоаналитические исследования ранних отношений между матерью и ребенком предоставили достаточно доказательств того, что «наследование» психических диспозиций, по существу, необходимо искать в процессах интроекции и проективной идентификации. В подобных процессах весьма отчетливо проявляется отношение к тотемной трапезе и к связанным с тотемом фантазиям о преследовании, разрушении, расчленении и поглощении. Эти механизмы следует отнести к паранойяльно-шизоидной позиции (Klein 1932). Абрахам еще в 1924 году писал: «Я хочу подчеркнуть тот факт, что разрушительные фантазии маниакальных пациентов, в сущности, направлены против матери» (Abraham 1950,475).

Сходным образом высказывается Уитинг (Muensterberger, Axelrad 1964-1968, v. IV, Щ: «Клинические исследования с вероятностью, граничащей с абсолютной уверенностью, позволяют предположить, что каннибальские желанна чаше направлены против матери, чем против отца». И: «Тотемизм можно скорее рассматривать как признанный культурой механизм зашиты против враждебных и каннибальских фантазий в отношении матери, чем против эдипова чувства соперничества к отцу».

Лишь в самых редких случаях критика основана на методических спорах в самом психоанализе, и поэтому она еще только должна быть переведена во всем многообразии ее выводов в критикуемую систему. Только тогда можно будет принять окончательное решение о пригодности результатов. Огромное значение «Тотема и табу» для аналитического исследования этим никак не ставится под сомнение.

Страницы: 15 16 17 18 19 20 21 22

Смотрите также

Методический инструментарий для учебных занятий по анализу конфликтов и ведению переговоров
Будьте самоучками - не ждите, чтобы вас научила жизнь. Станислав Ежи Лец Особенности психологического экспериментирования, при котором предметом моделирования и изучения является конфликт, состоят ...

Психоанализ в Восточной Европе
Изначально понятие «Восточная Европа» использовалось как чисто географическое наименование. К нему относили местность и государства восточный части Польши, европейскую Россию и Украину, Прибалтику ...

Проблемная ситуация и процесс практического мышления
Сегодня общепризнанным стал тезис С.Л. Рубинштейна о том, что мышление едино, что его различные виды (например, практическое и теоретическое мышление) имеют общую природу, подчиняются одним и тем ...