Западной культуре таюке присуще сильное чувство принадлежности к группе, являющееся заменой переживания единства между матерью и ребенком □ раннем возрасте.

Приспособление к реальности было гибким. Конкретные ответы (много G+; Orig.+), видение взаимосвязей (соотношение G % и D %), обращение к реальности (среднее значение F — 78%), а также истолкование форм на основе крупных деталей являются выражением тревожности. Часто назывались страшные животные при одновременном игнорировании соответствия форм. Все испытуемые продемонстрировали возможность конформистского поведения в группе (ответы V и Ф %).

Мелкие детали (Dt!) как выражение защитной позиции назывались редко. Вместо этого, скорее, нарушалась преемственность модусов понимания. Целые фигуры, вызывавшие треногу, расчленялись и только таким образом становились доступными для обработки. В сукцес-сивных скачках к ответам с использованием мелких деталей выражается остаток кинестетического компонента стремления чувствовать себя маленьким, проистекающего из потребности в зависимости. Восприятие целых пятен свидетельствовало о стремлении произвести впечатление, которое проявлялось также в выразительных жестах и чувстве непобедимости.

Аффективная связь с внешним миром проявилась также в большом количестве ответов с упоминанием растений и животных из непосредственного окружения и в экстратенсивном типе переживания (В меньше, чем Fb). Незначительное число ответов M позволяет предположить, что отдельные люди или их части психически катектируются в относительно редких случаях. В большинстве протоколов обнаруживаются признаки аффекта страха (явления шока, отказы, описания и уход в замещающие моторные действия). Выполнение теста для многих догонов являлось реальной ситуацией, провоцировавшей тревогу, из которой они стремились высвободиться через отказ от объекта. Это ярко выражается в содержательных категориях. Аффект страха отчетливо проявлялся также в избегании цветов и выборе черного, белого и серого изображений. Толкования оттенков свидетельствовали о стремлении восстановить утраченное самообладание. И наоборот, примитивные интерпретации светлого и темного и в чистом виде Hd как признак совлада-ния с помощью настроения почти не встречались. Внимание авторов привлекла способность африканцев к преодолению страха. Несмотря на явные признаки шока при ответе на таблицы II и III, на следующие четыре таблицы они снова давали полные ответы, В случае не очень выраженной тревоги стабильное чувство собственной идентичности может восстанавливаться через представление оральных компенсаций. Анальные категории встречались редко, садистские представления почти без исключения имели оральную или фаллическую окраску. В защите от страхов различного происхождения, с одной стороны, в качестве отводного канала использовались тело и его функции, с другой стороны, посредством регрессии к исполнению желаний в фантазии удавалось достигать удовлетворения влечений. По всей видимости, этот механизм регрессии находится в распоряжении Я, поскольку вскоре после этого догоны могли без каких-либо затруднений снова обратиться к реальности.

Количественная оценка ответов пожилых индейцев племен мескалеро и чирикахуа осуществлялась по семи из десяти критериев, выделенных Клопфером с коллегами (Воуег, Klopfer, Brawer, Florence, Kawai 1965).

Гипотезу о том, что взрослые воспитатели детей апачей с хорошей успеваемостью в школе (группа У) будут реагировать так же, как апачи племени чирикахуа (= значительная аккультурация), подтвердить не удалось.

Протоколы воспитателей успевающих и неуспевающих учеников не отличались с точки зрения сходства паттернов поведения, присущим мескалеро или чирикахуа, если их сравнивали только по семи указанным критериям.

Постоянным результатом являлось то, что воспитатели группы У более ровно реагировали на стимульныЙ материал теста Роршаха, чем воспитатели группы Ну, Воспитатели группы У могли относительно спонтанно реагировать на внешние стимулы. Этот результат удалось получить также среди учеников, Успевающие ученики были более продуктивными.

У воспитателей группы НУ были выявлены высокая реактивность на внешние стимулы при недостаточном контроле, ограниченная спонтанность, незрелость установок вследствие чрезмерного упрощения, ограниченность связей с внешним миром вследствие снижения ггродуктивносги и спонтанности, обусловленного торможением/ эмоциональных импульсов' при социальных контактах, неадекватный контроль над окружением при доминировании активного поведения над интроспекцией, преобладание аллопластической адаггпщии по сравнению с аутопластической,

Страницы: 16 17 18 19 20 21 22

Смотрите также

Очерк различных взглядов на природу практического мышления
С момента его появления и на протяжении многих последующих лет термин «практический интеллект» неоднократно менял свое содержание. И это было связано не только с различиями в эмпирическом материал ...

Психоанализ в Восточной Европе
Изначально понятие «Восточная Европа» использовалось как чисто географическое наименование. К нему относили местность и государства восточный части Польши, европейскую Россию и Украину, Прибалтику ...

Последователи Фрейда
...