Фрейду (1933) принадлежит классическое описание Оно, которое может считаться неотъемлемой составной частыо'психоанализа.

«Благодаря влечениям Оно наполняется энергией, но не имеет организации, не обнаруживает общей воли . Логические законы мышления к нему не относятся, прежде всего тезис о противоречии.- В Оно нет ничего, что можно было бы отождествить с отрицанием., нет ничего, что соответствовало бы представлению о времени . Желания-побуждения, которые никогда не переступают через Оно, а таюке впечатления, которые вследствие вытеснения опустились в Оно, виртуально бессмертны; спустя десятилетия они ведут себя так, словно возникли заново.,. Само собой разумеется, Оно не ведомы никакие оценки, никакое добро и зло, никакая мораль . Все катекси-сы влечений, стремящиеся к отводу, полагаем мы, находятся в Оно» (XV, 80—81).

Мы видим, что даже среди психоаналитиков нет единого взгляда на происхождение культуры и на возможность сравнения людей из разных обществ. Картина мнений и теоретических подходов к изучению взаимоотношений между индивидом, культурой и обществом становится совсем необозримой и запутанной, если привлечь другие научные дисциплины, например академическую психологию, социологию, антропологию и этнологию. Все упомянутые дисциплины, которые в конечном счете должны способствовать самопознанию человека, выхватывают частные феномены, анализируют их в соответствии со своими методическими принципами и таким образом приходят к своим результатам или гипотезам. Психоанализ, стремившийся создать систему соотносительных понятий, которая бы включала в себя эти дисциплины, столкнулся с сильнейшим сопротивлением во всех данных сферах. Из-за герметичной структуры понятий соответствующих научных направлений причины многочисленных нападок не всегда можно было установить, но каждый находил себе партнера для критики нетрадиционных идей, проявлял возмущение по поводу отдельных феноменов (сексуальности), оспаривал научность использованных методов (вчувствования, нахождения смысловых связей, интерпретации сопротивления, переноса и т.д.) и отвергал результаты исследования из-за отсутствия объективных (то есть статистических) способов верификации.

Рассказывая в дальнейшем об историческом развитии аналитических этнографических исследований, мы прежде всего рассмотрим феноменологию, надежные в методическом отношении подходы и результаты исследований. Кроме того, мы попытаемся показать изменения в психоаналитических этнографических исследованиях, а также отметим с ними связанные теоретические и технические концепции. Хотя значение основополагающего труда Фрейда «Тотем и табу» (1913), посвященного психологии народов, было подробно изложено им самим и его последователями (Jones 1956), выраженные там идеи не нашли большого отклика и понимания у антропологов. В результате отвержения необычных гипотез жертвой «бессознательного сопротивления» (Jones 1961) этих ученых пали и другие важные психологические выводы. Намерение Фрейда дать этим сочинением толчок к осмыслению проблемы сверхдетерминации психических актов было абсолютно неверно истолковано антропологами. В 4-й главе «Тотема и табу» («Инфантильное возвращение тотемизма») Фрейд отмечает: нечего опасаться, «что психоанализ будет пытаться выводить нечто столь сложное, как религия, из единственного источника» (IX, 122). По-видимому, Фрейд здесь имеет в виду негодование, которое вызвало в академической психологии открытие эдипова комплекса. Основная же мысль Фрейда заключалась в том, что только синтез из различных областей исследования может определить значение вклада психоанализа (см. статью Э. Майстерманн-Зеегер в этом томе).

Уже в предисловии к «Тотему и табу» указывается на гипотетический характер отношений между значением тотемизма и развитием детей в нашей культуре.

Далее Фрейд рассматривает многочисленные критические рассуждения биологов, антропологов, этологов и социологов '. Без сомнения, детальная критика еще только развивавшихся научных направлений с точки зрения обоснованности их общих концепций не выглядит в «Тотеме и табу» излишней. Процесс разъяснения того, что хотел здесь выразить Фрейд, даже к настоящему времени не кажется завершенным. Меньше всего возражений у критиков «Тотема и табу» вызвал использованный Фрейдом метод нахождения смысловых взаимосвязей между поведением и переживанием невротиков, другими психическими нарушениями и «психологией первобытных народов».

Примитивные народы, описания бессознательных импульсов которых (всемогущества мыслей, принципа избегания неудовольствия) во многом совпадали, послужили эмпирическим материалом для фрейдовского исследования. Их культурные достижения, искусство, религия, нравы, обычаи и традиции, по-прежнему жившие в символах, мифах и сказаниях, явились предметом исследования. С таким выбором предмета исследования были сопряжены определенные трудности, в которых Фрейд вполне отдавал себе отчет. Из-за/гого, что авторы научных статей, как правило, основывались на чужих наблюдениях, возникали всевозможные ошибки, искажения и неправильные интерпретации; кроме того, и сами наблюдатели во многих случаях обращались за помощью к переводчикам. Реалистичному изложению фактов мешалс также и то, что эта область самых сокроьенных процессов пронизана разного рода санкциями и запретами, а наблюдатели являлись в общем-то посторонними людьми. Еще одну причину неверного понимания «первичного состояния» Фрейд видел в том, «что даже самые примитивные и консервативные народы в известном смысле являются древними народами, имеющими за собой долгий период истории, за который то, что было вначале, в значительной мере развилось и преобразовалось» (IX, 8). Поэтому трудность заключается в том, что «не так-то просто решить, что в актуальных отношениях можно принять за отображение верно понятого прошлого и что за вторичное его искажение» (там же).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Смотрите также

Психотерапия (поведенческая психотерапия)
Психотерапия - это наука о влиянии слова на психику, а через нее на весь организм человека с целью сохранения и восстановления здоровья. Инструментом влияния является язык врача. Применение психотера ...

Творчество Вильгельма Райха и его последователей
Вне всякого сомнения, Вильгельм Райх — одна из самых неоднозначных фигур в истории психоанализа. Мы обязаны Райху тем, что терапевтическая техника психоанализа стала доступна для систематического ...

Мышление профессионала-практика
Второй этап в развитии взглядов на практическое мышление был подготовлен бурным развитием психологии труда, изучением профессий, разработкой методов оптимизации трудовой деятельности. Тщательное и ...