Клинические данные о формах разрешения эдипова конфликта у приемных детей, по всей видимости, подтверждают это, хотя в наши дни психоанализ, опираясь на результаты пренатальной психологии (Graber 1974), все больше ориентируется в--своих исследованиях на способы переживания, предшествующие описанным к тому времени объектным отношениям, и тем самым пытается показать относительное значение физической матери в выборе объекта. О правомерности и логичности применения психоаналитической теории говорят таюке выявленные у тробрианцев, которых исследовал Малиновски, табу в отношении высоко катектированных объектов любви (сестер), запрет на выражение агрессии против авторитетного человека вхтруктуре семьи (в данном случае таковыми являются братья матери) и идентификация юношей с запрещающим агрессором. Что касается психоаналитической техники, то эти результаты, полученные при исследовании чужих культур, привели к тому, что феномены переноса и контрпереноса стали важной составной частью терапевтической практики. К сожалению, эти идеи не слишком известны широкой публике, а потому у людей, не очень хорошо знакомых с психоанализом, до сих пор господствует представление, что психоанализ занимается главным образом раскрытием реальных травм, пережитых в раннем детстве.

В третьей фазе аналитической этнографии, соответствующей современному состоянию психоаналитической науки, решаются те же задачи, что и в предшествовавший период; при этом, в частности, используются подходы, заимствованные из практики аналитической терапии. Они включают прежде всего создание типичной для психоанализа ситуации беседы, в которой аналитик садится рядом с лежащим на кушетке пациентом таким образом, чтобы тот не мог его видеть. Тем самым одновременно вещаются и акценты в аналитической работе. Вместо интенсивного сбора информации об обычаях, ритуалах, способах воспитания и формах социальной организации, правило, незнакомых западным аналитикам народов и культур возникает актив-**ая конфронтация с пациентом или клиентом. Кроме того, на передний план выдви-.■^гся тщательное изучение материальных и социальных условий. При этом аналитик ращается к работам ведущих этнологов или же, наблюдая в течение длительного времени жизнь первобытных народов, пытается сам прийти к пониманию личности своих анализандов. В структурированных таким образом рамках исследования особое значение приобретают речь и взаимопонимание. Поэтому выбирались народы, которые владели одним из европейских языков или язык которых аналитик мог быстро и легко выучить. Проблемы, возникавшие вследствие некритичного использования иностранных языков, до сих пор практически не учитывались. В соответствии с основными задачами прежде всего обсуждалась лишь принципиальная возможность использования ситуации психоаналитической беседы. Несомненно, что, если бы удалось преодолеть языковые различия, эффективность проводимого аналитиком интервью могла бы существенно возрасти. Тем не менее реакции различных анализандов на интерпретации свидетельствуют о том, что феномены сопротивления и переноса возникают у них уже через несколько часов, точно так же, как у пациентов из нашей культурной среды.

Можно выделить два подхода к исследованиям, которые объясняются историческими и социальными факторами. Исследования первого рода, продолжившие традицию Рохейма, возникли в США, куда переселились во время Второй мировой войны или незадолго перед ней работавшие в Европе аналитики. И не всегда главными здесь были политические мотивы. С одной стороны, определенную роль, возможно, сыграла тесная связь с Англией, где психоанализ уже в ранние годы нашел восторженных приверженцев, с другой стороны, желание заниматься психоанализом там, где в результате самых разных европейских влияний возникла новая культура, новый «стиль жизни». Кроме того, эта страна, в которой ощущалось значительное влияние не только выходцев из Европы, являлась великолепным полигоном для демонстрации универсальности и пригодности психоаналитической теории. Мюнстербергер j (Muensterberger, Axelrad 1953 — 1958, v. Ill) был одним из первых, кто успешно ана- Щ лизировал выходцев из неевропейской культурной среды еще до того, как в этих стра* щ нах были основаны собственные психоаналитические общества (например, в Ин- i дии). С тех пор аналитикам часто удавалось успешно лечить людей, принадлежащих i другой культуре.

В США понимание переселенцев являлось вопросом существования. Только Щ в том случае, если бы этих людей удалось интегрировать без слишком больших про* I блем, адаптировать их к преимущественно европейскому образу жизни, нация мог- I ла бы нормально существовать. Поэтому вполне понятно, что основное внимание уде- I лялось процессам аккультурации, а также проблемам, которые могут возникать при I культурной ассимиляции индивидов из других культур. Поэтому такая работа никог- I да не являлась чисто научным исследованием — аналитики постоянно занимались В также решением проблем, возникавших в повседневной жизни. В качестве приме- | ра подобных исследований можно привести работы Бриса Бойера (Muensterberger, '-f Axelrad 1964—1968, н. III, IV, V) и его коллег, которые подробно исследовали поме- | щенные в резервацию индейские племена мескалеро и чирикахуа.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Смотрите также

Психоаналитическая теория депрессии
В начале нашего столетия психоаналитики в ходе лечения больных стали собирать эмпирический материал относительно депрессии и на его основе создавать теорию (Abraham 1912, Freud 1917), получившую в ...

Психоаналитическая концепция мазохизма со времен Фрейда: превращение и идентичность
Проблема мазохизма, рассматриваемая с позиции психоаналитической теории, излагается в данной статье в двух разделах. Вначале будет представлена фрейдовская концепция, разработанная в рамках первой ...

Организация рационального питания
Изучение радиационных воздействий на организм человека показывает, насколько опасно влияние радиации. Причем, как показали последние исследования, действия малых доз радиации на человека в большой ...