Согласно Сименауэру, результаты, полученные им в психоаналитическом полевом исследовании, можно рассматривать как «часть пионерской работы», в которой не только учитывается роль культуры и воспитания в формировании Я, но и одновременно подчеркивается принципиальное сходство в построении психического аппарата и индивидуальных конфликтных ситуаций, возникающих под воздействием влечений и их производных.

В работах Ларина и Моргенталера (Parin, Morgenthaler 1963, 1971), проведенных с представителями африканских народностей догонов и агни, было показано, что психоанализ может использоваться в качестве эффективного средства исследования народов, социальная организация и индивидуальная жизнь которых относительно мало изменилась под влиянием европейской культуры. В обоих случаях основное внимание уделялось типичным формам разрешения конфликтов и исследованию преобладающих импульсов влечений, но при этом авторы не претендовали на изображение «типичного» человека. Для этого число проанализированных людей в обоих случаях было слишком незначительным, психически больные люди специально не обследовались, а число сеансов не было достаточным, чтобы проанализировать все конфликты. В обоих исследовательских проектах для верификации результатов дополнительно изучались протоколы теста Роршаха, о которых сообщается в конце настоящей статьи. Наряду с изучением специфических различий при формировании психических инстанций, которые подробно обсуждались в психоанализе на примере европейцев, благодаря выбору народностей с различной клановой организацией — патрилинейным порядком наследования у догонов и матрилинеиным принципом организации у агни — появилась принципиальная возможность оценить, насколько применимы здесь психоаналитические методы. Различались не инстинктивные побуждения как таковые, а конкретные формы развития влечений, неизбежно связанные с разнообразными превращениями и преобразованиями с точки зрения первичного приспособления к имеющимся объектам или репрезентантам объектов. Поэтому особое внимание в построении функциональных психических систем уделялось недифференцированно воспринимавшимся людям и ситуациям из раннего детства. В этом смысле «наследованию» через окружающий мир следует придавать гораздо большее значение, чем передаче диспозиций с помощью генов.

В культуре догонов, согласно Парину и Моргенталеру (Parin, Morgenthaler 1963)^ раннедетское воспитание характеризуется почти полным отсутствием фрустраций влечений. До трехлетнего возраста дети живут в «оральном раю» и могут беспрепятственно отводить то или иное возникающее интрапсихическое напряжение посредством моторных действий. Ребенка никогда не оставляют одного, кормят, когда бы он ни пожелал, и даже если за ним присматривает не мать, а другие женщины, с ним; обращаются точно так же. Во время послеобеденного отдыха мать отказывается от каких-либо сексуальных контактов. По ночам ребенок всегда находится поблизости от нее. Поэтому отношения между матерью и ребенком имеют очень сильную эмоциональную окраску, и догоны считают, что детей ни в коем случае нельзя отделять от матери, пока их кормят грудью. Таким образом, страх отделения в этой фазе не является реальным переживанием. В трехлетнем возрасте ребенка отнимают от груди, и в результате выход из ситуации дуальных отношений с матерью происходит крайне резко. Возникающая тревога, тем не менее, остается связанной с реальным объектом и в дальнейшем актуализируется в страхе разрыва отношений с женой. Позитивные привязанности сохраняются и в процессе продолжающегося созревания ребенка распределяются среди остальных членов клана. По этой причине последующее отделение от племенного сообщества оказывается необычайно эмоциональным, и нередко можно наблюдать, что догоны впадают в ступор и в глубокую депрессию, если у них нет больше возможности переживать удовлетворение потребностей вместе и с помощью соплеменников.

Приучение к опрятности не допускает анальных фиксаций. Приучают к чистоте не родители, имеющие совершенно естественную установку в отношении грязи и агрессии, а братья, сестры и другие дети, которые без всякого принуждения служат моделью для младших. В отличие от паттерна европейцев, где разделение Я и не-Я, а также Я и объекта совершается в анальной фазе, позднее отнятие от груди становится у догонов переживанием, способствующим отграничению Я (Самости).

В эдиповой фазе, предполагающей преобразование (в результате идентификации) объектных отношений ребенка в направлении либидинозного катексиса фрустри-рующего родителя того же пола, у догонов обращает на себя внимание то, что идентификации с отдельным человеком не происходит. Формы переноса, выявленные при анализе взрослых, свидетельствуют о том, что вместо катексиса отдельного человека возникала идентификация с группой. Страхи кастрации связывались исключительно с матерью, которая внезапной фрустрацией при отлучении от груди создает модель отказа в удовлетворении инцестуозных желаний в фаллической фазе ребенка. Образ матери остается окрашенным позитивными чувствами и в любой; момент может актуализироваться в общении с соплеменниками (например, во время беседы, танца, при обмене товарами). Тем не менее потеря, по-видимому, воспринимается настолько тяжело, что полной идентификации не происходит. Половая идентификация в группе товарищей одного пола и возраста преобладает над иденг. тификациями с частичными функциями матери. Это чувство принадлежности к группе подкрепляется общественными регламентациями. Конфликт с отцом тащ же разрешается благодаря процессу идентификации с общественно закрепленным*:; институтом «больших братьев». Во многих случаях «большой брат» берет на себя, заботу о материальном достатке наименее обеспеченных родственников. Беря на себя; ответственность, он одновременно получает право распоряжаться, и его приказания; должны безоговорочно выполняться.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

Смотрите также

Управленческие процессы
Уровень развития информационного пространства начинает самым непосредственным образом влиять на экономику, деловую и общественно-политическую активность, граждан, другие стороны жизни общества. Ин ...

Мышление профессионала-практика
Второй этап в развитии взглядов на практическое мышление был подготовлен бурным развитием психологии труда, изучением профессий, разработкой методов оптимизации трудовой деятельности. Тщательное и ...

Методический инструментарий для учебных занятий по анализу конфликтов и ведению переговоров
Будьте самоучками - не ждите, чтобы вас научила жизнь. Станислав Ежи Лец Особенности психологического экспериментирования, при котором предметом моделирования и изучения является конфликт, состоят ...