Современное развитие групповой психотерапии в рамках психоанализа позволяет по-новому подойти к проблеме надындивидуальных психических функций, которые упоминаются в названии настоящей статьи. Это не означает, однако, что изучение и обсуждение «групповых свойств» психики является чем-то новым для психоанализа; напротив, психоанализ с самого начала своего развития уделял серьезное внимание вопросу о надындивидуальных психических феноменах. Собственно говоря, связь семейных групповых структур с индивидуальным развитием и возникновением психических заболеваний стала пред-летом систематического научного изучения только благодаря психоаналитическим исследованиям. В своей деятельности Зигмунд Фрейд вышел за пределы подхода, традиционного для медицины и психологии конца XIX столетия и часто используемого даже сегодня, которому присущи изолированный взгляд на человека и игнорирование процессов, происходящих между людьми. Таким образом, Фрейд открыл совершенно новые пути для психологического исследования. В дальнейшем мы остановимся на этом более подробно.

В психоаналитической групповой терапии мы сталкиваемся с тем фактом (и используем его в терапевтических целях), что определенные психические процессы могут одновременно и совместно переживаться многими людьми. Следовательно, мы рассматриваем терапевтическую группу не как сумму отдельных индивидов, а как «группу в целом», которая представляет собой нечто большее, чем просто сумму своих частей, своих членов. В психоаналитическом групповом процессе отдельные члены группы частично и временно поступаются своей индивидуальностью и тем самым «обособленностью» своей индивидуальной личности в пользу общего психического процесса; отдельный член группы временно поступается своей индивидуальностью в пользу «групповой индивидуальности».

Опыт групповой психотерапии в рамках психоанализа показывает, что в терапевтической группе пробуждаются к жизни — или лучше сказать, вновь вызываются к жизни — способы психического функционирования, которые нельзя объяснить исходя из переживаний отдельных людей. В группе появляется возможность того, что психические проявления — желания, страхи, агрессия, фантазии, переносы и защитные процессы — будут переживаться одновременно несколькими людьми. Это происходит без какого-либо предварительного согласования. Напротив, члены группы часто поражаются тому, что другие люди испытывают точно такие же овТУ" щения, или тому, что чувства других находятся в комплементарных отношениях к их собственным, так сказать, дополняют их переживания. Если, например, одни члены группы относятся с симпатией к руководителю группы, то другие, соответствен^ но, могут проявлять неприязнь, в результате чего возникает ситуация, которую mox<о™ ; было бы охарактеризовать как крайнюю амбивалентность, если бы это происходило с отдельным человеком. Распределенная между различными членами группы, может объективизироваться амбивалентность восприятий и переживаний, например, колебания между любовью и ненавистью, В основе этого лежит общая фантазия, компоненты которой персонифицируются различными членами группы. В таком случае отдельные члены группы становятся «репрезентантами» различных компонентов общей групповой фантазии.

В этом, на наш взгляд, и состоит особое преимущество психоаналитической групповой ситуации по сравнению с ситуацией индивидуального психоанализа. В психоаналитической групповой ситуации зачастую одновременно проявляются различные грани того или иного конфликта, желания или защитной позиции, репрезентируемые различными людьми, которые в этой функции отображают различные стороны одного и того же события. Так, например, «отцовский конфликт» — противостояние отцовским качествам психоаналитика — в группе может проявиться следующими гранями: «Он наблюдает за нами, как телезритель, мы для него, словно белые мыши под микроскопом, он использует нас, как подопытных кроликов. Из-за этого мы испытываем тревогу и гнев». Тревогу выражает один член группы, гнев —другой. Но то и другое являются элементами единой, общей фантазии. Возможна еще и третья грань: «Но при этом мы чувствуем себя вполне хорошо, поскольку предлагаемый терапевтом эксперимент придает нам также уверенность. Мы даже требуем от него, чтобы он давал нам инструкции и ознакомил с планом, и пусть мы оказываемся в положении опекаемых, зато чувствуем себя в безопасности. Если бы он ничего не навязывал нам, давал нам полную свободу, мы бы чувствовали себя гораздо хуже и спрашивали бы себя: что нам здесь делать без руководства и поддержки?» Это означает: несмотря на тревогу и гневный протест, в рамках общей фантазии об отце проявляется таюке желание того, чтобы психоаналитик обеспечил защищенность, задал определенные рамки, предложил группе что-либо сделать, чтобы не чувствовать себя потерянными и беспомощными. Таким образом, общая групповая фантазия в данном случае состоит из чувства страха перед угрозой авторитарности, гневного протеста против нее и в то же время потребности в защите и поддержке. Следовательно, речь идет о целом ряде граней — его, разумеется, можно было бы продолжить, — целом ряде аспектов общей для всех проблемы, которую мы обобщенно назвали «фантазией об отце». На явном, сознательном уровне речь, казалось бы, идет о противоположных мнениях, из-за чего поначалу может возникнуть мысль о несовместимости членов группы, о том, что они отстаивают различные точки зрения. На самом же деле проявляется одна-единственная проблема, основанная на общей бессознательной фантазии и. общем способе восприятия, который в своих различных компонентах и гранях распределен между различными «репрезентантами» в группе.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также

Учетная политика
Под учетной политикой хозяйствующего субъекта в соответствии с ПБУ 1/98 "Учетная политика предприятия" понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета первичного ...

Последователи Фрейда
...

Организация рационального питания
Изучение радиационных воздействий на организм человека показывает, насколько опасно влияние радиации. Причем, как показали последние исследования, действия малых доз радиации на человека в большой ...