*■ Встает вопрос: идет ли здесь речь о психических феноменах, которые могут возникнуть только в аналитической группе, как это показывает наш пример? Пожалуй, vSоot вопрос лучше было бы поставить иначе: к чему, собственно, апеллирует аналитическая группа, какие психические механизмы участников активизируются, когда возникают общие фантазии, общие желания, общие защитные механизмы, общие "структуры переноса?

pfe- Речь идет об особых свойствах человеческой психики, которые психотерапевт использует в группе, но о которых ни в коем случае нельзя сказать, что-они ограничены рамками психоаналитического группового процесса или что они возникают здесь впервые в жизни. Скорее можно предположить, что здесь мы имеем Авлос общими психическими процессами, «групповыми свойствами психическо-■ аппарата», известными нам начиная с самых ранних стадий психического раз-^№гия. Речь, очевидно, идет о психических способностях человека, обеспечивающих ^Зможность функционировать в группе, быть вовлеченным в нее, являться частью группы и не быть изолированным существом, живущим независимо от другшН Мы должны поставить себе вопрос: не является ли это особой характеристикой Па&Я хической жизни человека?

Ответ напрашивается сам собой: с момента рождения человек не оказываеняШ в изолированной позиции; с самого начала он уже связан с группой. Человек вкл^Н чен в семейную группу или, если нет семьи, в заменяющие ее структуры. ЧеловивВ рождается- в семье, при этом, по сути, еще до рождения в фантазиях и представл^И ниях других членов семьи ему отведено уже определенное место. Еще до рождевд^Н в представлениях матери, отца и других членов семьи он связан с определенныя^Е^И содержаниями фантазии. Еще до рождения ребенка возникают вопросы и чуть.;|^И даже не требования: «Неужели будет девочка?», «Это должен быть мальчик!», «Роди^И ся ли ребенок здоровым?», «Неужели будут какие-то отклонения из-за "плох^Н наследственности"?», «Успешно ли пройдут роды, смогу ли я состояться как ма-шэдН Подобные размышления хорошо знакомы каждой матери, каждому отцу и ижй родителям. Еще не родившийся ребенок занимает определенное место в семеедИ ных фантазиях.

Рождение ребенка сразу же отражается на групповых семейных отношениях, чщж проявляется в разнообразных впечатлениях, желаниях, фантазиях, защитных устазЩ новках — точно так же, как это было показано на примере аналитической группнИЕ В так называемых социально благополучных семьях возникают надежды, связанны» Я с профессиональной карьерой ребенка, его репутацией в обществе, отсутствием формЩ поведения, которые считаются аморальными. В социально неблагополучной семье; 1 возможно, будут видеть в новорожденном сыне того, кто воплотит в себе ее нереа.-.; Щ лизованные идеалы и цели. Можно привести и многие другие примеры, опреде* 1 ляющее значение в которых будут иметь не только социальное положение семь» i и связанные с ним мотивы, но и совершенно индивидуальные семейные обстоятельства и конфликты. С надеждами и стремлениями связаны также и формы i защиты; так, например, могут считаться недопустимыми определенные формы мышления, речи и поведения, поскольку они «не приемлемы для семьи» и про- i тиворечат — сознательно или бессознательно детерминированным — общим ce- i мейным фантазиям.

Наверное, в каждой семье существует сильная — и подчеркнем еще раз: большей частью бессознательная — мотивация, которую разделяют все члены семьи и кото- I рая задает определенное направление ее жизни. Сознательные, доступные рациональному осмыслению мотивы, как правило, составляют лишь малую часть тех мотивов, которые реально определяют поведение как внутри семьи, так и в более широком социальном контексте.

Эти взаимосвязи подробно изучались-в современных психоаналитических исследованиях семьи (прежде всего в работах X. Э. Рихтера [Richter 1970] и Г. Штирлина [Stierlin 1971]). В них было показано, что семьи могут функционировать в соответствии с бессознательными невротическими системами защиты, определяющими жизнь семьи с точки зрения ее функций восприятия и сркдения, ее волеизъявления и поступков. Особенно восприимчивы и подвержены этим влияниям дети, однако родители и другие члены семьи также попадают в эти «невидимые сети», то есть они ведут себя словно марионетки, управляемые с помощью невидимых для них нитей общей бессознательной семейной фантазии. Так, например, ребенок может стать фигурой, на которую проецируются специфические проблемы родителей, но он может стать также фигурой, на которой сосредоточиваются их нереализованные желания. X. Э. Рихтером (Richter 1970) были описаны определенные типы семей, сформировавшиеся в соответствии с общими защитными процессами: например, «тревожные невротические семьи», боязливо изолирующие себя от окружения,

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Смотрите также

Организация рационального питания
Изучение радиационных воздействий на организм человека показывает, насколько опасно влияние радиации. Причем, как показали последние исследования, действия малых доз радиации на человека в большой ...

Очерк теории практического мышления
Мышление едино, но имеет различные виды и формы [123]. Некоторые из них изучены лучше, детальнее, например, теоретическое мышление, мышление академическое, мышление в лабораторных условиях. Это об ...

Мышление профессионала-практика
Второй этап в развитии взглядов на практическое мышление был подготовлен бурным развитием психологии труда, изучением профессий, разработкой методов оптимизации трудовой деятельности. Тщательное и ...