Говоря о внутренних объектах, мы одновременно говорим об интернализации конфликтов с внутренними объектами. Ибо у каждого человека — не только у того, кого называют «больным», — таюке интернализируются типичные нарушения и проблемы, которых не удается избежать никому и которые возникают при конфронтации с другими людьми. Это, безусловно, относится и к «групповому интроекту».

Мы можем здесь предположить, что существуют некоторые типичные свойства этого человеческого «группового интроекта», соответствующие характерным фазам развития человека, поскольку все они имеют таюке и групповой аспект. В психоаналитической теории развития описан ряд типичных надындивидуальных фаз, которые можно обнаружить у каждого человека: оральная фаза в раннем младенческом возрасте, анальная фаза, когда устанавливается контроль над функциями выделения и ребенок приучается к опрятности, эдипова фаза, а таюке другие, более поздние фазы развития, через которые проходит каждый человек. Э. X. Эриксон (Erikson 1950) соотнес каждую из этих фаз, получившую свое название в зависимости от преобладающей «эрогенной» зоны тела, со специфическим модусом поведения, обусловленным особой для данной фазы формой объектных отношений (см. статью Э. К. Адамса в т. III). Развивая его идеи, можно предположинь, что по аналогии с индивидуальным развитием существуют определенные групповые фазы, относящиеся ко всей семье. Эти групповые семейные фазы можно было бы, пожалуй, назвать в соответствии с индивидуальными фазами: оральной, анальной и эдиповой. Здесь, однако, мы наталкиваемся на вопрос, который должен быть прояснен в ходе дальнейшего исследования и теоретического осмысления. Тем не менее можно предположить, что специфические фазы индивидуального развития человека дополняются рядом типичных фаз группового развития, типичных групповых семейных ситуаций, которые интернализируются и тем самым образуют специфическую структуру его «группового интроекта».

Здесь существует таюке важная связь с современными психоаналитическими концепциями нарциссизма (см соответствующую статью X. Хензелера в т. I). Опыт психоаналитической групповой терапии показывает, что при перспективе роспуска группы или перед окончанием терапии у членов группы часто возникают страхи смерти и/или увечья, связанные с угрозой распада существовавшего долгое время группового сообщества Предстоящий роспуск группы, разлучение людей, возвращение каждого ее члена к ■"«индивидуальной судьбе» вызывают фантазии о распаде, разрушении, гибели, ощущение катастрофы. Подобные явления, обнарркившиеся в ситуациях клинической групповой терапии, мы склонны объяснять реактивированием нарциссических представлений: по всей видимости, семейным группам и вторичным группам (профессиональным группам дружеским группировкам) присуще чувство нарциссической защищенности. Обладание сохранным «групповым интроеюом» также создает ощущение нарциссической защищенности, «устроенности» в интернализированной группе. Страх лишиться Этой «устроенности», ощущения принадлежности к группе активизируется, когда терапевтическая группа, находящаяся во власти интенсивных фантазий и проецируемых Желаний, чувствует угрозу распада или должна завершить групповые занятия. Поэтому ключительные этапы психоаналитической групповой терапии, как правило, посвящены преодолению нарциссических страхов пере,; роспуском и распадом группы.

Прежде чем подвести черту, для более глубокого понимания вышесказанного следует изложить результаты еще некоторых психоаналитических исследований. Основа Применения психоаналитической теории для понимания групповых структур была заложена Фрейдом в его работе «Массовая психология и анализ Я» (1921). Он таюке Подчеркивал тесную связь психоаналитических данных, относящихся к отдельным пациентам и к групповым структурам, утверждая: «Хотя индивидуальная психология "^следует отдельного человека . лишь в редких случаях, при определенных исключи-£-$йлбных обстоятельствах, она способна отстраниться от отношений этого индивида с другими людьми. В душенной жизни отдельного человека другой человек постоянно выступает в качестве прообраза, объекта, помощника и противника, а потому индивидуальная психология с самого начала является также социальной психологией в этом расширенном, но вполне обоснованном смысле» (XIII, 73). Тем самым Фрейд существенно сглаживает противоречие между индивидуальной психологии и социальной, массовой психологией — мы можем здесь также сказать: групповой психологией. Далее Фрейд говорит: «Отношение отдельного человека к своим родителям, братьям и сестрам, к объекту своей любви . то есть все отношения, которые до сих пор были главным образом предметом психоаналитических исследований, имеют право считаться социальными феноменами . Тем самым в своих ожиданиях мы обращаемся к двум другим возможностям: к тому, что "социальное влечение" не может быть исконным и неразложимым и что истоки его возникновения можно обнаружить в более узком кругу, например в семейном» (XIII, 73—74).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Смотрите также

Последователи Фрейда
...

Проблемная ситуация и процесс практического мышления
Сегодня общепризнанным стал тезис С.Л. Рубинштейна о том, что мышление едино, что его различные виды (например, практическое и теоретическое мышление) имеют общую природу, подчиняются одним и тем ...

Учетная политика
Под учетной политикой хозяйствующего субъекта в соответствии с ПБУ 1/98 "Учетная политика предприятия" понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета первичного ...