Анализируя теорию масс Ле Бона и Макдугалла, он подчеркивает, что с точки зрения психоанализа в группе или в массе людей наблюдаются регрессивные процессы, Чрезвычайно усиливается аффективность, заметно ограничиваются интеллектуальные возможности, оба процесса явно направлены на то, чтобы уравнять отдельного человека с остальными индивидами, образующими массу. Этот результат достигается лишь путем устранения присущего каждому индивиду сдерживания влечений и отказа от особых форм проявления своих наклонностей. Таким образом, Фрейд приходит к формуле, согласно которой первичная масса, или группа, представляет собой множество индивидов, «которые замещают свой Я-идеал (он называет его также «ступенью в Я», —А- О.) одним и тем же объектом и вследствие этого идентифицируются в своем Я друг с другом» (XIII, 128). Он также отмечает, что рассматриваемые состояния Я связаны с оральной стадией развития, к которой должна относиться идентификация.

Тем самым Фрейд, пусть даже и безотносительно к терапевтической ситуации, обозначил важнейшие характеристики психоаналитической теории группы и перечислил «групповые свойства психического аппарата». Речь идет, во-первых, о зависимости психической жизни индивида от межчеловеческих взаимоотношений (имеются в виду прежде всего реальные объектные отношения), во-вторых, о детерминированности этих реальных объектных отношений, составляющих определенную сторону индивида, первичной семейной структурой, в-третьих, о том, что образование группы связано с регрессивными процессами, которые, в-четвертых, происходят науровне инстанции Я психического аппарата, то есть в виде регрессии Я, и, наконец, в-пятых, о том, что Я как психическая структура характеризуется, помимо прочего, внутренней «регистрацией выборов объектов» (Freud 1916) и, следовательно, о том, что структура и способ функционирования Я в значительной степени определяются ранними объектными отношениями. Эти теоретические формулировки Фрейда были недавно подтверждены с совершенно других позиций, а именно результатами этнопсихоаналитичес-кого исследования. Парин, Моргенталер и Парин-Маттей (Parin, Morgenthaler, Parin-MatthHy 1963) на примере догонов, народности, обитающей на западе Африки, показали, что при определенных культурных и социальных условиях функции группового Я могут оказаться на переднем плане в развитии Я и в структуре Я взрослого человека (см. также статью Ф. фон Боксберга). Как утверждают авторы, обычное Я догонов функционирует в качестве группового Я. Следовательно, речь идет о социально обусловленном изменении в развитии Я, в результате которого для взрослого человека являются возможными и «нормальными» идентификационные отношения с несколькими, по меньшей мере с двумя, людьми, но чаще всего с целой группой. И наоборот, «отграниченная» индивидуальность для взрослого догона практически невозможна, она вызывает тревогу и даже невротические симптомы. Следствием подобной тенденции к идентификации является ярко выраженная способность догонов к установлению социальных связей. Подобную структуру Я европеец, наверное, назвал бы «регрессивной», и, как отмечают авторы, она объясняется прежде всего регрессией к процессам оральной стадии развития.

Здесь уместно также упомянуть о недавних психоаналитических исследованиях шизофрении. В частности исследовательскими группами Лидца (Lidz, Cornelison, Fleck, Terry 1969) и Винна (Wynne, Ryckoff, Day, Hirsch 1969) было показано, что патологические формы мышления, а таюке формы аффективных установок в семьях, из которых выходят больные шизофренией, играют важную роль в деформации Я и нарушениях Я у этих пациентов (см статью В. Бистера). Согласно этим исследованиям, больные шизофренией всегда являются выходцами из семей с нарушенными процессами коммуникации. Характерные для шизофрении нарушения мышления — как проявления нарушений в Я и в других инстанциях психического аппарата — тесно связаны с нарушениями в семейной группе. В раннем возрасте возникают проблемы с установлением границ между матерью и ребенком, у которого в дальнейшем развивается шизофрения. Во многих семьях обнаруживается таюке «разрыв» в отношениях между родителями, однако внешне, да и внутри самой семьи поддерживается в качестве своего рода «семейной идеологии» мнимая гармония и псевдосплоченность. Неспособность родителей соблюдать границь^между поколениями и придерживаться своих обусловленных полом ролей таюке ведет к искажению процессов половой идентификации. Многочисленные «асоциальные» влияния внутри семейной группы препятствуют социализации ребенка и вне семьи. Коммуникация родителей между собой имеет «крайне аморфный или фрагментарный характер» (Винн), а нарушения в психическом аппарате потенциального больного шизофренией должны рассматриваться как комплексный результат аморфной или фрагментарной коммуникации родителей, в значительной мере определяющих первичную семейную группу.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Смотрите также

Фрейдовские соратники
Наряду с очерками о личности и творчестве Фрейда мы решили рассказать также о двух, пожалуй, наиболее выдающихся фрейдовских учениках: Карле Абрахаме и Шандоре Ференци. Невозможно даже просто сос ...

Психоанализ в Восточной Европе
Изначально понятие «Восточная Европа» использовалось как чисто географическое наименование. К нему относили местность и государства восточный части Польши, европейскую Россию и Украину, Прибалтику ...

Последователи Фрейда
...