Анализируя теорию масс Ле Бона и Макдугалла, он подчеркивает, что с точки зрения психоанализа в группе или в массе людей наблюдаются регрессивные процессы, Чрезвычайно усиливается аффективность, заметно ограничиваются интеллектуальные возможности, оба процесса явно направлены на то, чтобы уравнять отдельного человека с остальными индивидами, образующими массу. Этот результат достигается лишь путем устранения присущего каждому индивиду сдерживания влечений и отказа от особых форм проявления своих наклонностей. Таким образом, Фрейд приходит к формуле, согласно которой первичная масса, или группа, представляет собой множество индивидов, «которые замещают свой Я-идеал (он называет его также «ступенью в Я», —А- О.) одним и тем же объектом и вследствие этого идентифицируются в своем Я друг с другом» (XIII, 128). Он также отмечает, что рассматриваемые состояния Я связаны с оральной стадией развития, к которой должна относиться идентификация.

Тем самым Фрейд, пусть даже и безотносительно к терапевтической ситуации, обозначил важнейшие характеристики психоаналитической теории группы и перечислил «групповые свойства психического аппарата». Речь идет, во-первых, о зависимости психической жизни индивида от межчеловеческих взаимоотношений (имеются в виду прежде всего реальные объектные отношения), во-вторых, о детерминированности этих реальных объектных отношений, составляющих определенную сторону индивида, первичной семейной структурой, в-третьих, о том, что образование группы связано с регрессивными процессами, которые, в-четвертых, происходят науровне инстанции Я психического аппарата, то есть в виде регрессии Я, и, наконец, в-пятых, о том, что Я как психическая структура характеризуется, помимо прочего, внутренней «регистрацией выборов объектов» (Freud 1916) и, следовательно, о том, что структура и способ функционирования Я в значительной степени определяются ранними объектными отношениями. Эти теоретические формулировки Фрейда были недавно подтверждены с совершенно других позиций, а именно результатами этнопсихоаналитичес-кого исследования. Парин, Моргенталер и Парин-Маттей (Parin, Morgenthaler, Parin-MatthHy 1963) на примере догонов, народности, обитающей на западе Африки, показали, что при определенных культурных и социальных условиях функции группового Я могут оказаться на переднем плане в развитии Я и в структуре Я взрослого человека (см. также статью Ф. фон Боксберга). Как утверждают авторы, обычное Я догонов функционирует в качестве группового Я. Следовательно, речь идет о социально обусловленном изменении в развитии Я, в результате которого для взрослого человека являются возможными и «нормальными» идентификационные отношения с несколькими, по меньшей мере с двумя, людьми, но чаще всего с целой группой. И наоборот, «отграниченная» индивидуальность для взрослого догона практически невозможна, она вызывает тревогу и даже невротические симптомы. Следствием подобной тенденции к идентификации является ярко выраженная способность догонов к установлению социальных связей. Подобную структуру Я европеец, наверное, назвал бы «регрессивной», и, как отмечают авторы, она объясняется прежде всего регрессией к процессам оральной стадии развития.

Здесь уместно также упомянуть о недавних психоаналитических исследованиях шизофрении. В частности исследовательскими группами Лидца (Lidz, Cornelison, Fleck, Terry 1969) и Винна (Wynne, Ryckoff, Day, Hirsch 1969) было показано, что патологические формы мышления, а таюке формы аффективных установок в семьях, из которых выходят больные шизофренией, играют важную роль в деформации Я и нарушениях Я у этих пациентов (см статью В. Бистера). Согласно этим исследованиям, больные шизофренией всегда являются выходцами из семей с нарушенными процессами коммуникации. Характерные для шизофрении нарушения мышления — как проявления нарушений в Я и в других инстанциях психического аппарата — тесно связаны с нарушениями в семейной группе. В раннем возрасте возникают проблемы с установлением границ между матерью и ребенком, у которого в дальнейшем развивается шизофрения. Во многих семьях обнаруживается таюке «разрыв» в отношениях между родителями, однако внешне, да и внутри самой семьи поддерживается в качестве своего рода «семейной идеологии» мнимая гармония и псевдосплоченность. Неспособность родителей соблюдать границь^между поколениями и придерживаться своих обусловленных полом ролей таюке ведет к искажению процессов половой идентификации. Многочисленные «асоциальные» влияния внутри семейной группы препятствуют социализации ребенка и вне семьи. Коммуникация родителей между собой имеет «крайне аморфный или фрагментарный характер» (Винн), а нарушения в психическом аппарате потенциального больного шизофренией должны рассматриваться как комплексный результат аморфной или фрагментарной коммуникации родителей, в значительной мере определяющих первичную семейную группу.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Смотрите также

Творчество Вильгельма Райха и его последователей
Вне всякого сомнения, Вильгельм Райх — одна из самых неоднозначных фигур в истории психоанализа. Мы обязаны Райху тем, что терапевтическая техника психоанализа стала доступна для систематического ...

Психотерапия (поведенческая психотерапия)
Психотерапия - это наука о влиянии слова на психику, а через нее на весь организм человека с целью сохранения и восстановления здоровья. Инструментом влияния является язык врача. Применение психотера ...

Организация рационального питания
Изучение радиационных воздействий на организм человека показывает, насколько опасно влияние радиации. Причем, как показали последние исследования, действия малых доз радиации на человека в большой ...