Эти этнопсихоаналитические исследования и психоаналитические исследования шизофрении подтверждают нашу гипотезу, что в процессе развития психического аппарата образуются структурные осадки, которые в случае шизофрении имеют явно выраженный патологический характер, а в случае доиндустриальных народностей демонстрирует непривычную для нас, европейцев, структуру.

В заключение мы хотели бы ответить на вопрос о том, что мы понимаем под «групповыми свойствами психического аппарата». Мы здесь имеем в виду психические функции отдельного человека, которые на явном, реальном уровне могут совместно использоваться в коммуникации с другими людьми. Для этого необходима определенная интрапсихическая способ! юсть, которая приобретается на ранних стадиях детского развития. У каждого человека она проявляется специфическим образом и представлена «групповым интроектом», образовавшимся ь соответствующей семейной ситуации, в которой развивалась личность. Поэтому «групповая способность», то есть возможность реактивировать специфические групповые качества личности, еще не означает, что человек может почувствовать свою идентичность с другими людьми в группе. Напротив; Подобно тому, как мы признаем, что существуют различия в индивидуальном формировании психического аппарата, точно так же мы можем рассматривать и групповые свойства челопека как результат его индивидуального развития. Однако на уровне групповых свойств психического аппарата, как мы полагаем, происходит коммуникация и взаимодействие в рамках группы, что мы попытались показать на примере психоаналитически групповой терапии.

Название и цели этой статьи могут показаться, с одной стороны, претенциозны- даже дерзкими, с другой стороны, пожалуй, банальными. В любом случае они нуждаются в обосновании. Идет ли здесь речь о метапсихологических новшествах S кп о введении соответствующей терминологии для уже известных фактов? ожалуй, должно быть нечто среднее.

Чтобы внести вклад в психоаналитическую метапсихологию, необходимо ЯЛЗ до более глубокое исследование строения и развития психического аппарата и ej^g^B станций, Здесь же мы довольствовались тем, что обратили внимание на психичаНИ функции, совместно проявляющиеся у нескольких людей, причем как в аспектЗ^И хического развития, так и в аспекте реального, внешнего поведения. Былоотмеш^И что в семейных, но также и во вторичных группах, таких, как психоаналитичШ^И терапевтическая группа, могут проявляться общие формы восприятия, аффек ,й,· Вл^'* чения, желания, защитные функции, общие объектные отношения и ц м при переносе, общие особенности речи и общие импульсы поведения. Более точного соотнесения этих общих феноменов с различными инстанциями психичес кого аппарата — Оно, Я, Сверх-Я, Самостью — пока не существует. Мы попытались сделать лишь некоторые замечания, не претендуя, однако, здесь на создание какой-ЛА- ^ гой теории.

Тем не менее мы приходим к выводу, что можно говорить о двух линиях развития психического аппарата, которые обусловливают друг друга и находятся в состоянии взаимного динамического напряжения.

1. Развитие в направлении идентичности (Erikson 1959), обособления от других людей и индивидуальной самостоятельности. Этой линии развития уделялось особое-внимание при создании первоначальной, «классической» концепции Я.

2. Развитие психического аппарата через интроекцию структур первичной груп-Ь пы (семейной группы), которые становятся частью личности и ведут к формировав нию «групповой идентичности».

Истоки развития психических функций и психического аппарата находятся в сей мейной группе; дальнейшее формирование групповых свойств психического аппарата происходит в диалектическом противостоянии с тенденцией к «обособлению^ приобретению индивидуальности, и тогда наряду со способностью к индивидуальной идентичности появляется также способность к групповой идентичности. Именно это имел в виду Эриксон (Erikson 1950), утверждая, что понятие идентичности вбй ражает двустороннее отношение, поскольку им охватываются как процессы внутренШ него осознания тождественности самому себе, так и усвоение определенных черт ха* рактера, специфических для данной группы.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 

Смотрите также

Фрейдовские соратники
Наряду с очерками о личности и творчестве Фрейда мы решили рассказать также о двух, пожалуй, наиболее выдающихся фрейдовских учениках: Карле Абрахаме и Шандоре Ференци. Невозможно даже просто сос ...

Психоаналитическая концепция мазохизма со времен Фрейда: превращение и идентичность
Проблема мазохизма, рассматриваемая с позиции психоаналитической теории, излагается в данной статье в двух разделах. Вначале будет представлена фрейдовская концепция, разработанная в рамках первой ...

Хаинц Гартманн и современный психоанализ
Хайнц Гартманн (1894—1970), выдающийся психоаналитик второго поколения, был одним из тех, кому выпало продолжить пионерскую работу, начатую в первые десятилетия XX века Фрейдом и его соратниками. ...