Эти этнопсихоаналитические исследования и психоаналитические исследования шизофрении подтверждают нашу гипотезу, что в процессе развития психического аппарата образуются структурные осадки, которые в случае шизофрении имеют явно выраженный патологический характер, а в случае доиндустриальных народностей демонстрирует непривычную для нас, европейцев, структуру.

В заключение мы хотели бы ответить на вопрос о том, что мы понимаем под «групповыми свойствами психического аппарата». Мы здесь имеем в виду психические функции отдельного человека, которые на явном, реальном уровне могут совместно использоваться в коммуникации с другими людьми. Для этого необходима определенная интрапсихическая способ! юсть, которая приобретается на ранних стадиях детского развития. У каждого человека она проявляется специфическим образом и представлена «групповым интроектом», образовавшимся ь соответствующей семейной ситуации, в которой развивалась личность. Поэтому «групповая способность», то есть возможность реактивировать специфические групповые качества личности, еще не означает, что человек может почувствовать свою идентичность с другими людьми в группе. Напротив; Подобно тому, как мы признаем, что существуют различия в индивидуальном формировании психического аппарата, точно так же мы можем рассматривать и групповые свойства челопека как результат его индивидуального развития. Однако на уровне групповых свойств психического аппарата, как мы полагаем, происходит коммуникация и взаимодействие в рамках группы, что мы попытались показать на примере психоаналитически групповой терапии.

Название и цели этой статьи могут показаться, с одной стороны, претенциозны- даже дерзкими, с другой стороны, пожалуй, банальными. В любом случае они нуждаются в обосновании. Идет ли здесь речь о метапсихологических новшествах S кп о введении соответствующей терминологии для уже известных фактов? ожалуй, должно быть нечто среднее.

Чтобы внести вклад в психоаналитическую метапсихологию, необходимо ЯЛЗ до более глубокое исследование строения и развития психического аппарата и ej^g^B станций, Здесь же мы довольствовались тем, что обратили внимание на психичаНИ функции, совместно проявляющиеся у нескольких людей, причем как в аспектЗ^И хического развития, так и в аспекте реального, внешнего поведения. Былоотмеш^И что в семейных, но также и во вторичных группах, таких, как психоаналитичШ^И терапевтическая группа, могут проявляться общие формы восприятия, аффек ,й,· Вл^'* чения, желания, защитные функции, общие объектные отношения и ц м при переносе, общие особенности речи и общие импульсы поведения. Более точного соотнесения этих общих феноменов с различными инстанциями психичес кого аппарата — Оно, Я, Сверх-Я, Самостью — пока не существует. Мы попытались сделать лишь некоторые замечания, не претендуя, однако, здесь на создание какой-ЛА- ^ гой теории.

Тем не менее мы приходим к выводу, что можно говорить о двух линиях развития психического аппарата, которые обусловливают друг друга и находятся в состоянии взаимного динамического напряжения.

1. Развитие в направлении идентичности (Erikson 1959), обособления от других людей и индивидуальной самостоятельности. Этой линии развития уделялось особое-внимание при создании первоначальной, «классической» концепции Я.

2. Развитие психического аппарата через интроекцию структур первичной груп-Ь пы (семейной группы), которые становятся частью личности и ведут к формировав нию «групповой идентичности».

Истоки развития психических функций и психического аппарата находятся в сей мейной группе; дальнейшее формирование групповых свойств психического аппарата происходит в диалектическом противостоянии с тенденцией к «обособлению^ приобретению индивидуальности, и тогда наряду со способностью к индивидуальной идентичности появляется также способность к групповой идентичности. Именно это имел в виду Эриксон (Erikson 1950), утверждая, что понятие идентичности вбй ражает двустороннее отношение, поскольку им охватываются как процессы внутренШ него осознания тождественности самому себе, так и усвоение определенных черт ха* рактера, специфических для данной группы.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 

Смотрите также

Фрейдовские соратники
Наряду с очерками о личности и творчестве Фрейда мы решили рассказать также о двух, пожалуй, наиболее выдающихся фрейдовских учениках: Карле Абрахаме и Шандоре Ференци. Невозможно даже просто сос ...

Организация рационального питания
Изучение радиационных воздействий на организм человека показывает, насколько опасно влияние радиации. Причем, как показали последние исследования, действия малых доз радиации на человека в большой ...

Психоаналитическая теория депрессии
В начале нашего столетия психоаналитики в ходе лечения больных стали собирать эмпирический материал относительно депрессии и на его основе создавать теорию (Abraham 1912, Freud 1917), получившую в ...