По словам Зиммеля, в 1930 году поликлиника предприняла целенаправленную попытку «сделать психоаналитическое лечение доступным для пациентов, которые особенно тяжело страдали от неврозов вследствие экономических лишений или оказались жертвой материального обнищания прежде всего из-за своей невротической заторможенности. И хотя, разумеется, по сравнению с масштабами социальной катастрофы послевоенного времени помощь Берлинского психоаналитического института, возможно, покажется относительно небольшой, тем не менее социальный эффект его деятельности, несомненно, выходит сегодня далеко за рамки лечения отдельных пациентов. Одновременно проводимые в настоящее время 117 анализов образуют основу для постоянно углубляющегося психоаналитического проникновения в слои народа. Ибо психоаналитическое освобождение индивида от его иррационального, обусловленного комплексами отношения к реальности, возвращая возможность здоровой деятельности, оказывает оздоровляющее душевное воздействие на все его жизненное окружение» (Simmel 1970, 8).

Усилия Эйтингона и Зиммеля, первоначально направленные на то, чтобы организовать работу поликлиники и тем самым сделать психоаналитическую терапию доступной для каждого, уже были сопряжены с проблемами, которые выявились только после многолетнего экспериментирования. Сегодня нам сразу бросается в глаза, какая диспропорциональность и деформация финансовой реальности таилась в структуре того предприятия, каким являлась поликлиника. С течением времени это привело к пагубным явлениям Поскольку кандидаты в ходе собственного обучения проводили бесплатное лечение, утверждалось ошибочное мнение, что такая интенсивная с точки зрения времени и получаемого опыта терапия может осуществляться почти без всяких затрат. Это проливает свет на огромную социальную ангажированность всех преподавателей и учащихся, однако удовлетворительным такое состояние не назовешь.

Далее Зиммель указал на существенное отличие нового психоаналитического обучения от медицинского обучения в клиниках и высказал мнение: «В клиниках материал для медицинского обучения предоставляют, естественно, не частные пациенты, платящие особенно высокие гонорары, а пролетарии и больные, лечащиеся по страховке. Мы знаем, что при таком обучении, которое само по себе совершенно компетенции терапевтов на другие профессиональные группы и о принесении качества в жертву количеству. Эйтингоь говорил; «Нам было не вполне ясно, повлечет ли за собой расширение круга нашей деятельности новые возможности или даже необходимость изменения нашего технического метода. Да и сам Фрейд указал на это в своем, как всегда, необычайно важном докладе на Будапештском конгрессе, рассуждая о шансах психоаналитической терапии в будущем и имея в виду создание в скором времени психоаналитического института. Однако очень скоро нам стало ясно — и мы были вынуждены признать это в своем первом отчете, — что часто цитировавшееся с тех пор будапештское пророчество Фрейда о том, что "при массовом применении нашей терапии нам придется делать сплав из чистого золота анализа", к психоаналитическим амбулаториям не относится, поскольку у нас нет металла для таких сплавов. Мы не могли надеяться привнести нечто новое в методику; как бы нам ни хотелось решить проблему времени и разработать сокращенные методы терапии, давление ожидающих своей очереди пациентов здесь, при большей публичности амбулатории, ощущалось гораздо сильнее, чем в практике индивидуально практикующего аналитика. Теперь, через восемь лет после первого отчета, на основании накопленного опыта мы должны сделать вывод, что внешне более короткие обходные пути чаще всего дают гарантию лишь одного — гарантию миновать главную цель» (Eitingon 1970,71 -72). Позднее, сразу после войны, Харальд Шульц-Хенке категорически заявил, что его целью является соединение теорий Фрейда, Адлера и Юнга, и, как и его нынешние теоретические последователи, он высказался за сокращение терапии до 150 или максимум 200 часов (см, статью Э. Цандер и В. Цандера в т. III).

Страницы: 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

Смотрите также

Творчество Вильгельма Райха и его последователей
Вне всякого сомнения, Вильгельм Райх — одна из самых неоднозначных фигур в истории психоанализа. Мы обязаны Райху тем, что терапевтическая техника психоанализа стала доступна для систематического ...

Хаинц Гартманн и современный психоанализ
Хайнц Гартманн (1894—1970), выдающийся психоаналитик второго поколения, был одним из тех, кому выпало продолжить пионерскую работу, начатую в первые десятилетия XX века Фрейдом и его соратниками. ...

Психоаналитическая концепция мазохизма со времен Фрейда: превращение и идентичность
Проблема мазохизма, рассматриваемая с позиции психоаналитической теории, излагается в данной статье в двух разделах. Вначале будет представлена фрейдовская концепция, разработанная в рамках первой ...