Преподавательский совет старого института долгое время возглавлял Эйтингон, который также первым обследовал каждого пациента поликлиники, интервьюировал каждого нового обучающегося кандидата, осуществлял контроль над проводившимися терапевтическими анализами. Он обладал колоссальным аналитическим опытом, использовавшимся прежде всего при оценке терапевтического процесса и выработке критериев показаний к психоаналитической терапии и ее прогноза Поэтому его мнение, выраженное в вышеприведенной цитате, сохраняет свое значение и поныне. Поскольку все члены преподавательского совета сотрудничали в постоянной Международной учебной комиссии, берлинский опыт оказался полезным и для других создававшихся институтов во всех частях света, позволив избежать собственных экспериментов и первоначальных заблуждений.

Благодаря ранним трудам Карла Абраяама учебную деятельность удалось сделать планомерной также и в теоретическом отношении. Как писал Радо, «было время, когда аналитическая подготовка состояла только из учебного анализа, все остальное ученик должен был почерпнуть из специальной литературы» (Rado 1970, 59).

Таким образом, и в этом смысле Берлинский психоаналитический институт проделал значительную пионерскую работу, проложив путь бесчисленным последователям. Также и после эмиграции Макс Эйтингон вплоть до самой смерти 30 июля 1943 года оставался председателем Международной учебной комиссии.

Пожалуй, важность учебного анализа нельзя проиллюстрировать лучше, нежели с помощью следующего эпизода. Зигфрид Бернфельд хотел обосноваться в Вене в качестве практикующего психоаналитика, однако после Берлинского конгресса 1922 года, на котором учебный анализ был объявлен общеобязательным, стал испытывать большие сомнения и обратился к Фрейду с вопросом, надо ли и ему пройти учебный анализ. Как утверждают, Фрейд ответил: «Чепуха. Приступайте к работе Если у Вас будут трудности, мы подумаем, как тут быть». Неделей позже Фрейд поручил ему провести анализ профессора из Англии, однако возникли неожиданные осложнения, и тогда Бернфельд отправился на учебный анализ к Захсу в Берлин. Позже Анна Фрейд в мемориальном сборнике памяти Эйтингона («Мах Eitingon Яз Memoriam», 1950) в статье под названием «Проблемы учебного анализа» вновь подняла старый вопрос. Как некогда незащищенным от злоупотреблений был термин «психоанализ», так зачастую неверно применяется и выражение «учебный анализ». Необходима правовая защита на тот случай, когда контроль качества не осуществляется национальной организацией, признанной Международным психоаналитическим объединением. Свою статью Анна Фрейд завершила призывом: «Не стоит жалеть усилий для того, чтобы на примере индивидуальных случаев показать, в каких пунктах проявляющееся в учебной ситуации неверное в техническом отношении обращение с переносом навредило анализу переноса и тем самым аналитическому результату как таковому или по крайней мере поставило его под сомнение» (A. Freud 1950, 94).

Ценные сведения содержатся в промежуточном отчете о восьми годах деятельности института, представленном Максом Эйтингоном в его речи по поводу открытия новых институтских помещений: в общей сложности за помощью обратились 1600 человек, из которых 640 была назначена психоаналитическая терапия, уже тогда проводившаяся с каждым пациентом с интенсивностью «в среднем не менее четырех часов в неделю». Б сентябре 1928 года число одновременно проходивших анализ пациентов составило 100 (в 1930 году — 117), За поликлиникой были закреплены пять опытных ассистентов, особое положение занимала доктор Смелянски, которая «одна в течение длительного времени работала с 10—12 пациентами поликлиники».

Страницы: 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21

Смотрите также

Хаинц Гартманн и современный психоанализ
Хайнц Гартманн (1894—1970), выдающийся психоаналитик второго поколения, был одним из тех, кому выпало продолжить пионерскую работу, начатую в первые десятилетия XX века Фрейдом и его соратниками. ...

Очерк различных взглядов на природу практического мышления
С момента его появления и на протяжении многих последующих лет термин «практический интеллект» неоднократно менял свое содержание. И это было связано не только с различиями в эмпирическом материал ...

Методический инструментарий для учебных занятий по анализу конфликтов и ведению переговоров
Будьте самоучками - не ждите, чтобы вас научила жизнь. Станислав Ежи Лец Особенности психологического экспериментирования, при котором предметом моделирования и изучения является конфликт, состоят ...