По словам Зиммеля, в 1930 году поликлиника предприняла целенаправленную попытку «сделать психоаналитическое лечение доступным для пациентов, которые особенно тяжело страдали от неврозов вследствие экономических лишений или оказались жертвой материального обнищания прежде всего из-за своей невротической заторможенности. И хотя, разумеется, по сравнению с масштабами социальной катастрофы послевоенного времени помощь Берлинского психоаналитического института, возможно, покажется относительно небольшой, тем не менее социальный эффект его деятельности, несомненно, выходит сегодня далеко за рамки лечения отдельных пациентов. Одновременно проводимые в настоящее время 117 анализов образуют основу для постоянно углубляющегося психоаналитического проникновения в слои народа. Ибо психоаналитическое освобождение индивида от его иррационального, обусловленного комплексами отношения к реальности, возвращая возможность здоровой деятельности, оказывает оздоровляющее душевное воздействие на все его жизненное окружение» (Simmel 1970, 8).

Усилия Эйтингона и Зиммеля, первоначально направленные на то, чтобы организовать работу поликлиники и тем самым сделать психоаналитическую терапию доступной для 1саждого, уже были сопряжены с проблемами, которые выявились только после многолетнего экспериментирования. Сегодня нам сразу бросается в глаза, какая диспропорциональность и деформация финансовой реальности таилась в структуре того предприятия, каким являлась поликлиника. С течением времени это привело к пагубным явлениям Поскольку кандидаты в ходе собственного обучения проводили бесплатное лечение, утверждалось ошибочное мнение, что такая интенсивная с точки зрения времени и получаемого опыта терапия может осуществляться почти без всяких затрат. Это проливает свет на огромную социальную ангажированность всех преподавателей и учащихся, однако удовлетворительным такое состояние не назовешь.

Далее Зиммель указал на существенное отличие нового психоаналитического обучения от медицинского обучения в клиниках и высказал мнение: «В клиниках материал для медицинского обучения предоставляют, естественно, не частные пациенты, платящие особенно высокие гонорары, а пролетарии и больные, лечащиеся по страховке. Мы знаем, что при таком обучении, которое само по себе совершенно необходимо, нередко проявляется определенная жесткость, порой даже с пренебрежением интересами отдельных больных. Совершенно иначе обстоит дело с психоаналитическим обучением. Благородная идея, заключенная в самой сути психоанализа, состоит в том, что лечение в поликлинике ничем не отличается от лечения пациентов с высокой оплатой. Здесь точно так же в течение часа врач находится с пациентом в отдельной комнате и должен работать один на один» (Simmel 1970,11).

По этому поводу Эйтингон открыто заявил, что человек вправе претендовать на получение профессии только тогда, когда он сам готов ради нее чем-то пожертвовать, подразумевая при этом бесплатную терапевтическую работу кандидатов-психоаналитиков. Однако при таком подходе упускалось из виду, что в ходе лечения всегда возникают расходы, которые кто-то должен оплачивать и от которых нельзя отмахнуться социально-утопическим отрицанием реальности. Вынужденное отсутствие психоаналитика почти неизбежно влекло за собой перерыв в лечении, чего, как правило, не бывает при других формах терапии. Такая пауза в ходе лечения нарушает стабильность терапевтического альянса между пациентом и врачом. Во время отсутствия аналитика в связи с болезнью, отпуском или продолжением обучения он не получал также никаких доходов, поскольку не мог поставить вместо себя другого — в своей функции он незаменим.

Страницы: 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22

Смотрите также

Мышление профессионала-практика
Второй этап в развитии взглядов на практическое мышление был подготовлен бурным развитием психологии труда, изучением профессий, разработкой методов оптимизации трудовой деятельности. Тщательное и ...

Творчество Мелани Кляйн
Разработав аналитический метод лечения маленьких детей, Мелани Кляйн создала инструмент, позволивший ей проникнуть в глубины психики и сделать новые открытия, относящиеся к раннему развитию челове ...

Психоаналитическая концепция мазохизма со времен Фрейда: превращение и идентичность
Проблема мазохизма, рассматриваемая с позиции психоаналитической теории, излагается в данной статье в двух разделах. Вначале будет представлена фрейдовская концепция, разработанная в рамках первой ...