Любопытно, что, пытаясь объяснить эти очевидные несообразности, Эйтингон говорил об «антиномиях», ища прибежища в философии. Этим он хотел сказать, что его концепция поликлиники столкнулась с едва ли разрешимыми противоречиями, которые коренились уже в изначальном проекте. Теперь Эйтингон утверждал, что «мало надежды справиться с этими антиномиями». Это позволило на примере старой поликлиники выявить элементы подобной ошибочной конструкции. Стало понятно, что обязательство кандидатов в психоаналитики лечить пациентов поликлиники без гонорара в обмен на бесплатное прохождение учебного анализа — таюке в рамках поликлиники нельзя было оставлять в качестве основного правила.

Отныне учебный анализ кандидатов становился платным. Дипломированные аналитики действительно не могли подолгу заниматься учебным анализом, не получая за это соответствующего вознаграждения. Однако они продолжали бесплатно вести по одному пациенту поликлиники. Если в первое время наряду с Абрахамом, который, как известно, еще до войны самостоятельно провел анализ прославившихся впоследствии коллег, в качестве обучающих аналитиков трудились Захс и Радо, то в дальнейшем из-за значительного увеличения числа кандидатов проведение учебного анализа было поручено целому ряду других преподавателей. Объем их работы иллюстрируется уже тем, что к осени 1928 года было подготовлено немалое число аналитиков — 66; в это время еще 34 кандидата находились на стадии учебного и контрольного анализа. В 1929 году в институте одних только терапевтов было 60 человек, из которых 34 являлись членами Международного психоаналитического объединения (для сравнения: общее число его членов оставляло тогда около 400). К десятилетнему юбилею в 1930 году в институте (точнее сказать: в поликлинике) проводили лечение 94 терапевта. Из них к 1930 году членство в Международном психоаналитическом объединении получили 60 человек.

С момента основания поликлиники и до 1 января 1930 года в общей сложности было проведено 1955 консультаций в качестве предварительного обследования (969 мужчин и 986 женщин); 721 пациенту было назначено психоаналитическое лечение. К 1 января 1930 года 604 анализа были завершены, 117 пациентов еще проходили лечение, а 40 ожидали своей очереди. Доктор Ганс Лампль, работавший в поликлинике ассистентом, уже тогда отмечал, «насколько трудно силами сравнительно небольшого числа врачей проводить бесплатную работу продолжительностью примерно 8000 часов» (Lampl 1970,47),

Б распоряжении терапевтов находились пять поликлинических помещений, в которых в основном работали кандидаты. Вместе с тем многие дипломированные аналитики проводили анализ пациентов поликлиники в качестве частной практики. Доктор Лампль прокомментировал это так: «Лечение в помещении поликлиники, несомненно, имело свои преимущества. Это прежде всего касалось невысокой оплаты, легче воспринимаемой пациентом в поликлинике, когда он попадает в приемную, где наряду с ним ждет своей очереди еще множество людей, оказавшихся в подобной ситуации, чем при частном лечении. Здесь, сравнивая себя с другими пациентами, которые за такое же лечение должны были заплатить немало денег, он может обрести чувство, что ему выпала некая привилегия» (там же). Эти утверждения доктора Лампля весьма отчетливо демонстрируют, что даже так называемые рядовые пациенты могли реагировать на непривычную ситуацию, в которой они в основном или являлись «реципиентами», явно недоброжелательными побуждениями и чувством неполноценности. Рассуждения Лампля вызывают сомнение и с другой стороны, ибо в них совершенно не учитываются чувства, возникавшие у молодых психоаналитиков, „которые бесплатно или по фиксированной ставке отдавали себя лечению пациентов, по временным и душевным затратам несопоставимому ни с внутривенными инъекциями, ни с рентгеноскопией.

Страницы: 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23

Смотрите также

Психоаналитическая концепция мазохизма со времен Фрейда: превращение и идентичность
Проблема мазохизма, рассматриваемая с позиции психоаналитической теории, излагается в данной статье в двух разделах. Вначале будет представлена фрейдовская концепция, разработанная в рамках первой ...

Методический инструментарий для учебных занятий по анализу конфликтов и ведению переговоров
Будьте самоучками - не ждите, чтобы вас научила жизнь. Станислав Ежи Лец Особенности психологического экспериментирования, при котором предметом моделирования и изучения является конфликт, состоят ...

Очерк различных взглядов на природу практического мышления
С момента его появления и на протяжении многих последующих лет термин «практический интеллект» неоднократно менял свое содержание. И это было связано не только с различиями в эмпирическом материал ...