Когда в 1926 году был опубликован «Порядок государственного страхования», оставалось только пожалеть, что накопленный Берлинской психоаналитической поликлиникой опыт лечения больных неврозами совершенно не был учтен, а неудачные и ошибочные формулировки этого положения давали повод к столь же ошибочным интерпретациям со стороны представителей «господствующей теории». Это имело роковые последствия для многочисленных пациентов даже после Второй мировой войны, поскольку они со своими невротическими заболеваниями оказались на «задворках медицины». Публикация 1923 года гейдельбергского ординатора Курта Шнайдера, озаглавленная «Психопатические личности», во многом совпадала с формулировками указанного положения. Таким образом, после воины мы обнаруживаем полную запущенность двух по-прежнему нерешенных проблем: проблемы клинической классификации невротических заболеваний и с нею связанной проблемы ограниченной во всех отношениях социальной поддержки при оплате лечения, что означало распространение конфликтов и социальных проблем и на ближайшие поколения.

Учебная деятельность в Берлинском психоаналитическом институте была организована таким образом, что интересовавшиеся психоанализом лица, которые не стремились стать дипломированными врачами-психоаналитиками, получали официальный статус вольнослушателей. Эти вольнослушатели, составлявшие немалую часть студентов, допускались на занятия, на которых благодаря имевшемуся у них профессиональному опыту они могли прийти к пониманию своих проблем с психоаналитической точки зрения. Когда из Вены прибыл доктор Бернфельд (Карл Абрахам только что умер), он поставил перед собой задачу вовлечь в психоанализ как можно большее число заинтересованных педагогов. Старшие коллеги и сегодня еще могут вспомнить, насколько умело Бернфельд справился с этой задачей.

В октябре 1929 года известный берлинский адвокат Хуго Штауб вместе с Францем Александером провели в институте семинар по криминалистике, вызвавший огромный интерес у студентов. Штауб и Александер опубликовали в 1929 году работу под названием «Преступник и его судьи», которая и по сей день продолжает оставаться актуальной.

Количество курсов возросло с восьми в октябре 1923 года до шестнадцати в 1928 году, из-за чего пришлось увеличить штат преподавателей. Профессиональный состав слушателей был довольно разнообразным и отражал готовность руководства института допускать к занятиям каждого, кто мог доказать серьезность своей потребности в информации. Так, наряду с профессиональными консультантами, графологами и священнослужителями здесь можно было встретить работников благотворительных организаций и медсестер, а также инженеров, лаборантов, полицейских служащих, но прежде всего, разумеется, студентов различных факультетов.

Картину посещаемости курсов отображает небольшая статистика, которая велась начиная с 1925 года: общее число посетителей составляло в 1925 году 439 человек, в 1926 — 592, в 1927 — 799, в 1928 — 837 и в 1929 — 711. Следует, однако, иметь в виду, что число посетителей превышало количество слушателей, поскольку посещение нескольких курсов засчитывалось как несколько посещений. Тем не менее эти цифры подтверждают огромную потребность в информации о психоанализе, то есть о тех методах исследования, которые обещали людям и обществу более глубокое понимание себя, нежели политические и религиозные доктрины.

Страницы: 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24

Смотрите также

Проблемная ситуация и процесс практического мышления
Сегодня общепризнанным стал тезис С.Л. Рубинштейна о том, что мышление едино, что его различные виды (например, практическое и теоретическое мышление) имеют общую природу, подчиняются одним и тем ...

Мышление профессионала-практика
Второй этап в развитии взглядов на практическое мышление был подготовлен бурным развитием психологии труда, изучением профессий, разработкой методов оптимизации трудовой деятельности. Тщательное и ...

Психоаналитическая теория депрессии
В начале нашего столетия психоаналитики в ходе лечения больных стали собирать эмпирический материал относительно депрессии и на его основе создавать теорию (Abraham 1912, Freud 1917), получившую в ...