Томас Манн, получив от «Фоссише Цайтунг» предложение написать статью к 75-летию Фрейда (6 мая 1931 года), сделал это в форме письма в редакцию, которое мы хотели бы здесь процитировать: «Вы были правы, попросив меня написать поздравительный адрес с добрыми пожеланиями по случаю 75-летия Зигмунда Фрейда Самое искреннее восхищение этим великим исследователем, его человеческими качествами и рыцарской борьбой за правду давно стало моим сокровенным переживанием Он никогда не поступал с оглядкой на то, что люди склонны признавать лишь то, что им льстит, никогда не рассуждал с благочестивыми о награде за добродетели, с Ик-сионом об облаке, с царями об уважении человека, а с народами о равенстве и свободе. Он разрушал иллюзии, возмущал человечество знанием, радикальный натурализм которого, казалось, угрожал его "достоинству", и вызывал сопротивление, причины которого были ему очевидны. Однако вся критика его труда — я, разумеется, имею в виду ту критику, которая стремится не вперед, за пределы анализа, но назад, в прошлое, — содержит в себе нечто бесконечно пустое и стерильное, даже там, где она справедлива, и трудно понять, как эти люди, которые тратят столько усилий на издевки и насмешки, не замечают бесплодности своих стараний». В заключение Томас Манн сказал: «Я рад, что наконец-то, пусть и с опозданием, так что тут уже нет никакой заслуги, могу обратиться к нему с этим признанием, рад именно потому, что это обрадовало великого старца. Меня глубоко растрогала его признательность за то, что я "связал его имя с духовной жизнью немецкого народа", — признательность человека, боявшегося оказаться чужеродным телом для этой нации», По случаю 80-летия Фрейда в 1936 году Томас Манн произнес в Венском академическом объединении медицинской психологии торжественную речь под названием «Фрейд и будущее».

Если Абрахам — мы вновь возвращаемся в 1924 год — письменно оповещал Фрейда о текущих событиях, то Эйтингон приезжал в Вену с устными отчетами. Вместе с Захсом они постоянно контактировали с другими членами Комитета И с Фрейдом посредством так называемых «писем по кругу», которые циркулировали между ними. После первой встречи Комитета во время путешествия по Гарцу через несколько лет последовала новая — в 1923 году в Лавароне. Уже тогда стали

ощущаться первые трещины, которые Абрахам, не щадя своих сил, пытался заделать и нельзя не отметить, что и Фрейд, и Абрахам остро переживали эти события.

В 1924 году, когда был переиздан очерк «Сегантини» (Abraham 1911), Абрахам как раз готовил к VIII Международному психоаналитическому конгрессу в Зальцбурге доклад на тему «Вклад анальной эротики в формирование характера». Следует напомнить о том, что в 1908 году Фрейд на первой встрече психоаналитиков в Зальцбурге представил свою работу «Характер и анальная эротика». Оживление интереса к теме, затронутой Фрейдом еще тогда, когда психоаналитики вообще впервые собрались в тесном профессиональном кругу (в то время вместе с Юнгом и Блейлером) подчеркивалось также и тем, что Абрахам выступал с докладом по этой теме в том же самом месте.

За все семнадцать лет, что Абрахам проработал в Берлине, ни одно медицинское общество ни разу не обращалось к нему с просьбой прочитать лекцию. Теперь же 13 марта 1925 года ему было предложено выступить в Берлинском объединении акушерства и гинекологии с докладом на тему «Психоанализ и гинекология». 6 февраля 1925 года он написал Фрейду: «Если этот доклад будет принят благосклонно, он окажет огромное позитивное влияние, ибо затем примкнут и другие специализированные общества врачей и, таким образом, мы впервые добьемся официального признания психоанализа в Германии» (Freud/Abraham 1965, 353).

Страницы: 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26

Смотрите также

Проблемная ситуация и процесс практического мышления
Сегодня общепризнанным стал тезис С.Л. Рубинштейна о том, что мышление едино, что его различные виды (например, практическое и теоретическое мышление) имеют общую природу, подчиняются одним и тем ...

Фрейдовские соратники
Наряду с очерками о личности и творчестве Фрейда мы решили рассказать также о двух, пожалуй, наиболее выдающихся фрейдовских учениках: Карле Абрахаме и Шандоре Ференци. Невозможно даже просто сос ...

Творчество Вильгельма Райха и его последователей
Вне всякого сомнения, Вильгельм Райх — одна из самых неоднозначных фигур в истории психоанализа. Мы обязаны Райху тем, что терапевтическая техника психоанализа стала доступна для систематического ...