Абрахам, вновь избранный подавляющим большинством голосов на пост президента Л1еждународного психоаналитического объединения, по всей видимости, перенапрягся, выполняя свои обязанности, и вернулся в Берлин заметно ослабевшим. В то время как продолжалась работа над вышеупомянутым фильмом под эгидой Захса, Абрахам заканчивал свою «Историю одного авантюриста». В конце концов он обратился за помощью к Вильгельму Флиссу, известному врачу-отоларингологу, к тому самому, которого Фрейд не мог рке рекомендовать ему в качестве патрона, когда Абрахам в 1907 году переезжал в Берлин, поскольку к этому времени в отношениях двух друзей молодости произошел разрыв. Письмо Абрахама, в котором он уведомляет об этом Фрейда, датировано 19 октября 1925 года. В более позднем письме от 27 октября 1925 года он сообщает о своей новой и последней работе «Психоаналитические заметки по поводу метода саморегуляции Куэ». Книга Куэ дословно называлась «Саморегуляция посредством сознательной аутосуггестии» и вышла в базельском издательстве Бенно Швабе как раз в 1925 году. Согласно редакционному сообщению, опубликованному Шандором Радо в качестве редактора «Международного журнала психоанализа», Абрахам собирался еще внести последние исправления в свою рукопись. На 32 странице рукописи Абрахама под цитатой Куэ стояло примечание: «Лучше не знать, когда нагрянет беда, но уж совсем плохо — знать о ней и не суметь предотвратить».

Можно предположить, что эти печальные слова одинокого человека выражают то, что, должно быть, испытывал сам Абрахам в последние недели своей жизни: беспомощность и бессилие перед собственной судьбой, то есть характерные признаки Травматической ситуации.

Последнее письмо Фрейда датировано 5 ноября 1925 года; еще одно, более позднее послание, по-видимому, уже не застало Абрахама. Сочувственное письмо вдове, госпоже Гедвиге Абрахам, датировано 17 января 1926 года. Через несколько дней после кончины Абрахама Фрейд написал уже письмо Джонсу, в котором, оплакивая покойного, он вместе с тем призывает, несмотря на все внутренние и внешние сопротивления, продолжать их общее дело, психоанализ. Знаменитые ученики Абрахама посвятили ему некролог, а в национальных объединениях и институтах Международного психоаналитического объединения прошли многочисленные траурные собрания, на которых была отдана дань памяти выдающемуся человеку, исследователю и учителю. На траурном собрании в Берлине 12 января 1926 года прощальное слово произнесли Эйтингон, Захс и Радо. Ференци вернулся в Берлин и от имени Фрейда произнес несколько слов над гробом Абрахама. Райк в Вене, Вульф в Москве Джонс в Лондоне, Ференци в Будапеште произнесли поминальные речи в своих национальных отделениях. В XII томе «Международного журнала психоанализа» (1926) специальный номер был посвящен памяти Карла Абрахама. Перед нами лежит его незаконченная биография, принадлежащая перу его дочери Хильды, скончавшейся в октябре 1971 года в Лондоне (Н. Abraham 1974). Сам Фрейд в некрологе создал беспримерный памятник величайшему, пожалуй, из своих учеников. По меньшей мере одну фразу из этого некролога мы обязаны процитировать:

«С этим человеком — integer vitae scelerisque purus [достойно прожившим и чистым от зла (лат.). — Прим. перев.] — мы хороним лучшие надежды нашей новой, еще столь часто подвергающейся нападкам науки, возможно, неосуществившуюся частицу ее будущего» (G. W. XIV, 564).

Страницы: 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28

Смотрите также

Последователи Фрейда
...

Мышление профессионала-практика
Второй этап в развитии взглядов на практическое мышление был подготовлен бурным развитием психологии труда, изучением профессий, разработкой методов оптимизации трудовой деятельности. Тщательное и ...

Очерк различных взглядов на природу практического мышления
С момента его появления и на протяжении многих последующих лет термин «практический интеллект» неоднократно менял свое содержание. И это было связано не только с различиями в эмпирическом материал ...