ПОСЛЕСЛОВИЕ ДИТЕРА АЙКЕ

С 60-х годов психоанализ получил в Германии широкое распространение. Если во многих других странах психоаналитическое образование по-прежнему концентрируется в пределах одного или нескольких институтов, то в немецком психоанализе возникла тенденция к обособлению и созданию все новых самостоятельных групп.

Еще в 1959 году, после того как тогдашний президент Немецкого психоаналитического объединения доктор Г. Шойнерт переселился из Берлина в Гамбург, в этом городе был основан психоаналитический институт. В Гамбурге уже работали два члена объединения: доктор В. Д. Гродзицки, приват-доцент психологии, и доктор Ульрих Ээбальд, который в 1954 году возглавил психосоматическое отделение в клинической больнице Охзенцолль. В том же 1959 году небольшая рабочая группа в Бремене под руководством доктора Г.-И. Зеебергера установила контакты с гамбуржцами. Зеебергер являлся первым аналитиком из Берлина, обучавшимся в 1956—1958 годах в клинике Александра Мичерлиха.

Несколько лет назад начал работу основанный на средства города Гамбурга институт, получивший имя Микаэла Балинта, — наследник прежнего института. В Гамбурге работает в качестве профессора психосоматической медицины А. Э. Мейер, родом из Цюриха, а в качестве обучающего аналитика — фрау Лил-ли Флек, которая долгое время была ассистенткой Мичерлиха и проходила учебный анализ у Густава Быховски в Нью-Йорке. Ээбальд посвятил немало времени установлению контактов с больничными кассами и профессиональными союзами и разрабатывал сложную проблему реабилитации правонарушителей.

В 1961 году при университете города Гисена (федеральная земля Гессен) была открыта кафедра психосоматической медицины, возглавить которую был приглашен из Берлина Хорст Эберхард Рихтер. Здесь в дальнейшем появился учебный институт психоанализа Рената Штевен, одна из его основательниц, позднее переехала в Париж.

Социолог Петер Фюрстенау, занимавший должность главного врача у Хорста Эбер-харда Рихтера, создал Институт социально-психологической консультации и опубликовал ряд теоретических и технических работ по психоанализу. Самир Стефанос разработал новое направление в психосоматической медицине, которое постепенно приобретает все большее значение. Социальная психиатрия, которой занимается целый ряд психоаналитиков младшего поколения, долгое время оставалась уделом Вольфганга Бистера, возглавляющего ныне реабилитационную больницу возле Карлсруэ. Иоганнес Кремериус, главный врач Медицинской университетской клиники в Гисене и автор работ по теории и технике психоанализа, по психосоматической медицине и истории психоанализа, в 1972 году возглавил во Фрайбурге кафедру психосоматической медицины. Наибольшую известность, несомненно, получил Хорст Эберхард Рихтер, чьи труды по структуре семьи и развитию неврозов вследствие определенной семейной констелляции изучаются ныне во всех учебных курсах по психологии. Но еще большее внимание, пожалуй, привлекли его работы о влиянии групп в социальной сфере, о маргинальных группировках и соседской взаимопомощи.

В 1962 году берлинский психоаналитик Вольфганг Аухтер переехал во Фрайбург и основал там небольшую рабочую группу в сотрудничестве с институтом в Базеле и рабочей группой в Страсбурге. В нее вошел также психосоматик Г. Виттих из Ген-генбаха в Шварцвальде. После того как к ней присоединился Кремериус, удалось открыть официальный учебный институт Немецкого психоаналитического объединения, который рке вскоре стал известен своими интересными разработками, особенно в области философии и теологии. В 1972 году эта группа укрепилась благодаря приходу Фредерика Виатта из США.

Страницы: 27 28 29 30 31 32 33 34 35

Смотрите также

Психоаналитическая концепция мазохизма со времен Фрейда: превращение и идентичность
Проблема мазохизма, рассматриваемая с позиции психоаналитической теории, излагается в данной статье в двух разделах. Вначале будет представлена фрейдовская концепция, разработанная в рамках первой ...

Психоаналитическая теория депрессии
В начале нашего столетия психоаналитики в ходе лечения больных стали собирать эмпирический материал относительно депрессии и на его основе создавать теорию (Abraham 1912, Freud 1917), получившую в ...

Методический инструментарий для учебных занятий по анализу конфликтов и ведению переговоров
Будьте самоучками - не ждите, чтобы вас научила жизнь. Станислав Ежи Лец Особенности психологического экспериментирования, при котором предметом моделирования и изучения является конфликт, состоят ...