Несмотря на описанные выше отношения аналитиков с различными политическими группами, по-прежнему ощущался общий недостаток должного интереса и соответствующей информации. Мне вспоминается разговор, который состоялся у меня в 1945 году с одним из ведущих медицинских специалистов в Вене. На мой вопрос, можно ли еще что-нибудь сделать для возрождения психоаналитического исследования и учения в Вене, он ответил, что он лично в этом совершенно не смыслит. В подобных случаях он обращался за консультацией к специалистам, которые казались ему компетентными; Вагнер-Яурегг всегда говорил ему, что Фрейд и его учение ничего путного собой не представляют, а потому он не думает, что следует чем-то помогать психоаналитикам. Одному моему пациенту, американскому студенту, некий весьма уважаемый зубной врач рассказывал, что здесь, в Вене, Фрейду ничего не удалось добиться, поэтому он еще до 1930 года перебрался в Америку и там и умер. А нам еще в течение многих лет звонили растерянные служащие туристического бюро и спрашивали, что им отвечать клиентам, когда те интересуются, где жил Зигмунд Фрейд.

На практике такое отношение отражалось на наших контактах с различными ведомствами. Отношение к психиатрической клинике университета со времен Вагнера-Яурегга изменилось. Отто Пётцль , возглавлявший до середины 1945 года кафедру, в молодости интересовался психоанализом и в нескольких работах пытался заполнить брешь между психоанализом и патологией мозга. Он и позднее сохранял свою склонность к психоанализу и интересовался работой объединения. Его преемник Отто Каудерс еще перед войной вместе с Шильдеромнаписал книгу о гипнозе, однако его отношение к психоанализу в силу разных причин оставалось скорее сдержанным. Тем не менее он приветствовал возрождение деятельности объединения и предоставил своим ассистентам в клинике возможность в течение всего года читать лекции по психоанализу для студентов, поскольку ни один психоаналитик еще не получил степени доктора. Этот благоприятный климат даже побудил Иокля в 1946 году предложить присоединить психоаналитический учебный институт к клинике и тем самым к университету, однако он не нашел поддержки у других членов объединения. После смерти Отто Каудерса его должность занял Ганс Хофф, который активно содействовал развитию психоанализа и его применению в рамках динамической теории психиатрии и психогигиены. С 1954 года он являлся почетным членом объединения.

Руководитель учебного отдела психологии Хуберт Рорахер относился к психоанализу крайне отрицательно. Мы видели, что по принципиальным соображениям он отказался присутствовать на торжествах 10 апреля 1946 года. В своих лекциях он никогда не подвергал сомнению свою позицию в этом вопросе. Его позиция, естественно, вновь вызвала дискуссию по поводу того, следует ли вообще допускать психологов к проведению психотерапии. Официальные представители медицинских кругов, так же, как и официальные представители университетской психологии, были решительно против. Тем не менее Рорахер позволил двум психоаналитикам получить ученую степень, а в его институте Ламберт Больтерауэр несколько лет читал лекции по психоанализу. В последние годы Рорахер неоднократно принимал приглашения и в качестве гостя присутствовал на различных торжественных мероприятиях Психоаналитического объединения.

Официальные власти не раз демонстрировали, что для них психоанализ был полностью безразличен. Так, неудачей окончились все частные и полуофициальные попытки добиться того, чтобы именем Зигмунда Фрейда была названа в Вене более крупная улица, нежели «Гемайндебау» в 9-м округе. Тем не менее при поддержке Психоаналитического объединения венский муниципалитет в 1970 году выделил для нужд института квартиру на Добльхоффгассе.

В институтах народного образования постоянно читались лекции по психоанализу, однако многих не устраивало строгое определение «психоаналитика», на котором настаивало объединение, а потому некоторые докладчики были не совсем компетентными.

В первом своем официальном выступлении после войны, 10 апреля 1946 года, Айххорн предложил план, в соответствии с которым Венское психоаналитическое объединение могло приступить к осуществлению множества стоявших перед ним задач. Однако вскоре выяснилось, что исполнение всех этих проектов не по силам членам объединения. Совершенно естественно, что многие учреждения обращались к Айххор-ну с просьбой оказать помощь в работе с молодежью; но, помимо этою, он должен был читать лекции и сотрудничать в бесчисленных обществах и объединениях, которые возникали тогда одно за другим. Через своих представителей в гражданском управлении таюке и американские оккупационные власти выразили желание, чтобы общественность Вены была более широко информирована о проблемах психоанализа. Разумеется, Айххорн особенно был заинтересован в продолжении своей работы по проблемам беспризорности. В 1947 году он опубликовал в Женеве исследования 11 в этой области. Выше я цитировал его «Памятную записку», где говорится об овладении «практикой и теорией» — именно в такой несколько непривычной очередности — психоанализа Айххорн был человеком практики; тем более значительным представляется то, что вскоре он решился сделать основной акцент на теоретической подготовке психоаналитиков в Вене. В многочисленных дискуссиях он отстаивал убеждение, что первостепенной нашей задачей является создание заново действующего учебного института. Тем самым он определил оказавшееся в дальнейшем очень важным направление работы, хотя это и навлекло на нас определенные упреки в том, что мы «консервативно» пренебрегаем расширением сферы применения психоанализа. Работа Айххорна — в меру возможностей — была продолжена прежде всего его ученицей Розой Дворжак, а с 1950 года — Консультационным центром для учеников средней школы под руководством Ламберта Больтерауэра.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Смотрите также

Очерк различных взглядов на природу практического мышления
С момента его появления и на протяжении многих последующих лет термин «практический интеллект» неоднократно менял свое содержание. И это было связано не только с различиями в эмпирическом материал ...

Психоанализ в Восточной Европе
Изначально понятие «Восточная Европа» использовалось как чисто географическое наименование. К нему относили местность и государства восточный части Польши, европейскую Россию и Украину, Прибалтику ...

Творчество Вильгельма Райха и его последователей
Вне всякого сомнения, Вильгельм Райх — одна из самых неоднозначных фигур в истории психоанализа. Мы обязаны Райху тем, что терапевтическая техника психоанализа стала доступна для систематического ...