Несмотря на описанные выше отношения аналитиков с различными политическими группами, по-прежнему ощущался общий недостаток должного интереса и соответствующей информации. Мне вспоминается разговор, который состоялся у меня в 1945 году с одним из ведущих медицинских специалистов в Вене. На мой вопрос, можно ли еще что-нибудь сделать для возрождения психоаналитического исследования и учения в Вене, он ответил, что он лично в этом совершенно не смыслит. В подобных случаях он обращался за консультацией к специалистам, которые казались ему компетентными; Вагнер-Яурегг всегда говорил ему, что Фрейд и его учение ничего путного собой не представляют, а потому он не думает, что следует чем-то помогать психоаналитикам. Одному моему пациенту, американскому студенту, некий весьма уважаемый зубной врач рассказывал, что здесь, в Вене, Фрейду ничего не удалось добиться, поэтому он еще до 1930 года перебрался в Америку и там и умер. А нам еще в течение многих лет звонили растерянные служащие туристического бюро и спрашивали, что им отвечать клиентам, когда те интересуются, где жил Зигмунд Фрейд.

На практике такое отношение отражалось на наших контактах с различными ведомствами. Отношение к психиатрической клинике университета со времен Вагнера-Яурегга изменилось. Отто Пётцль , возглавлявший до середины 1945 года кафедру, в молодости интересовался психоанализом и в нескольких работах пытался заполнить брешь между психоанализом и патологией мозга. Он и позднее сохранял свою склонность к психоанализу и интересовался работой объединения. Его преемник Отто Каудерс еще перед войной вместе с Шильдеромнаписал книгу о гипнозе, однако его отношение к психоанализу в силу разных причин оставалось скорее сдержанным. Тем не менее он приветствовал возрождение деятельности объединения и предоставил своим ассистентам в клинике возможность в течение всего года читать лекции по психоанализу для студентов, поскольку ни один психоаналитик еще не получил степени доктора. Этот благоприятный климат даже побудил Иокля в 1946 году предложить присоединить психоаналитический учебный институт к клинике и тем самым к университету, однако он не нашел поддержки у других членов объединения. После смерти Отто Каудерса его должность занял Ганс Хофф, который активно содействовал развитию психоанализа и его применению в рамках динамической теории психиатрии и психогигиены. С 1954 года он являлся почетным членом объединения.

Руководитель учебного отдела психологии Хуберт Рорахер относился к психоанализу крайне отрицательно. Мы видели, что по принципиальным соображениям он отказался присутствовать на торжествах 10 апреля 1946 года. В своих лекциях он никогда не подвергал сомнению свою позицию в этом вопросе. Его позиция, естественно, вновь вызвала дискуссию по поводу того, следует ли вообще допускать психологов к проведению психотерапии. Официальные представители медицинских кругов, так же, как и официальные представители университетской психологии, были решительно против. Тем не менее Рорахер позволил двум психоаналитикам получить ученую степень, а в его институте Ламберт Больтерауэр несколько лет читал лекции по психоанализу. В последние годы Рорахер неоднократно принимал приглашения и в качестве гостя присутствовал на различных торжественных мероприятиях Психоаналитического объединения.

Официальные власти не раз демонстрировали, что для них психоанализ был полностью безразличен. Так, неудачей окончились все частные и полуофициальные попытки добиться того, чтобы именем Зигмунда Фрейда была названа в Вене более крупная улица, нежели «Гемайндебау» в 9-м округе. Тем не менее при поддержке Психоаналитического объединения венский муниципалитет в 1970 году выделил для нужд института квартиру на Добльхоффгассе.

В институтах народного образования постоянно читались лекции по психоанализу, однако многих не устраивало строгое определение «психоаналитика», на котором настаивало объединение, а потому некоторые докладчики были не совсем компетентными.

В первом своем официальном выступлении после войны, 10 апреля 1946 года, Айххорн предложил план, в соответствии с которым Венское психоаналитическое объединение могло приступить к осуществлению множества стоявших перед ним задач. Однако вскоре выяснилось, что исполнение всех этих проектов не по силам членам объединения. Совершенно естественно, что многие учреждения обращались к Айххор-ну с просьбой оказать помощь в работе с молодежью; но, помимо этою, он должен был читать лекции и сотрудничать в бесчисленных обществах и объединениях, которые возникали тогда одно за другим. Через своих представителей в гражданском управлении таюке и американские оккупационные власти выразили желание, чтобы общественность Вены была более широко информирована о проблемах психоанализа. Разумеется, Айххорн особенно был заинтересован в продолжении своей работы по проблемам беспризорности. В 1947 году он опубликовал в Женеве исследования 11 в этой области. Выше я цитировал его «Памятную записку», где говорится об овладении «практикой и теорией» — именно в такой несколько непривычной очередности — психоанализа Айххорн был человеком практики; тем более значительным представляется то, что вскоре он решился сделать основной акцент на теоретической подготовке психоаналитиков в Вене. В многочисленных дискуссиях он отстаивал убеждение, что первостепенной нашей задачей является создание заново действующего учебного института. Тем самым он определил оказавшееся в дальнейшем очень важным направление работы, хотя это и навлекло на нас определенные упреки в том, что мы «консервативно» пренебрегаем расширением сферы применения психоанализа. Работа Айххорна — в меру возможностей — была продолжена прежде всего его ученицей Розой Дворжак, а с 1950 года — Консультационным центром для учеников средней школы под руководством Ламберта Больтерауэра.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Смотрите также

Творчество Вильгельма Райха и его последователей
Вне всякого сомнения, Вильгельм Райх — одна из самых неоднозначных фигур в истории психоанализа. Мы обязаны Райху тем, что терапевтическая техника психоанализа стала доступна для систематического ...

Творчество Мелани Кляйн
Разработав аналитический метод лечения маленьких детей, Мелани Кляйн создала инструмент, позволивший ей проникнуть в глубины психики и сделать новые открытия, относящиеся к раннему развитию челове ...

Очерк различных взглядов на природу практического мышления
С момента его появления и на протяжении многих последующих лет термин «практический интеллект» неоднократно менял свое содержание. И это было связано не только с различиями в эмпирическом материал ...