Ганс X. Вальзер

НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД (ДО РАЗРЫВА МЕЖДУ ЗИГМУНДОМ ФРЕЙДОМ И К. Г. ЮНГОМ В 1913 ГОДУ)

Введение и обзор

История психоанализа осталась бы неполной без учета той роли, которую сыграла в ней швейцарская школа, поскольку во многих случаях ее влияние оказывалось решающим. Свой самый значительный период швейцарский психоанализ пережил в первое десятилетие нынешнего столетия, или, точнее, с момента выхода в свет «Толкования сновидений» Зигмунда Фрейда и до разрыва между Фрейдом и Юнгом, то есть между 1900 и 1913 годами. Даже если бы сам Фрейд не высказался об этом столь недвусмысленно (X, 43—113), все равно было бы ясно, что вклад швейцарцев Эйгена Блейлера и Карла Густава Юнга как в психоанализ, так и в психиатрию огромен. Изучение ранних работ Фрейда позволило Блейлеру и Юнгу истолковать психозы, в частности шизофрению, и дать им объяснение— неслыханное по тем временам событие, которое даже сегодня приветствуется далеко не всеми. Учение Блейлера о шизофрении было бы немыслимо без Фрейда, однако столь же невозможным без Фрейда было бы и все возведенное Юнгом здание аналитической психологии. В течение многих лет продолжалось отличавшееся непостоянством, но вместе с тем плодотворное духовное сотрудничество, нашедшее зримое воплощение в издании Блейлером, Фрейдом и Юнгом совместного ежегодника Для Фрейда же «цюрихский эпизод» означал прорыв в научный мир и тем самым начало мирового признания. Несмотря на многие оговорки, Эйген Блейлер какое-то время выступал целиком на стороне Фрейда. Было совершенно необычным, что руководитель психиатрической кафедры и его ближайший сотрудник открыто высказывались в пользу психоанализа. Переписка Юнга с Фрейдом (1974) свидетельствует о том, насколько отважно сражался за Фрейда Юнг в те времена.

Не стоит удивляться, что психоанализ в Швейцарии приобрел черты, которые едва ли можно обнаружить у этого движения в других странах. Такие черты в определенной мере сохранились у него по сей день. Швейцарцы наряду со слушателями фрейдовских лекций и участниками организованного в 1902 году венского «общества по средам» стали психоаналитиками «первого призыва». Они приняли еще только разрабатывавшиеся в то время, но уже имевшие прочную основу теории и методы Фрейда. Если «процесс закрепления» происходил в Вене намного быстрее, то это объяснялось не только присутствием «Мастера», но и тем, что венские ученики были теснее с ним связаны — и психологически, и социально. Швейцарцы могли сохранять независимость, поскольку они уже нашли свое место в жизни — в основном в качестве врачей. В то время впервые зашла речь о важности и необходимости учебного анализа (на чем особенно настаивали именно в Цюрихе), который неизбежно делал психоаналитическое движение изолированным. Первая психоаналитическая группа, основанная в Цюрихе в 1907 году, в скором времени стала заметно слабее по составу, поскольку сотрудники Блейлера, приехавшие из-за рубежа (Карл Абрахам, Макс Эйтингон, Герман Нунберг), перешли к Фрейду, тогда как другие выбрали собственный путь (наряду с Эйгеном Блейлером это относится прежде всего к Людвигу Бинсвангеру и Альфонсу Мёдеру) или же, наконец, после роспуска группы в 1913 году присоседились к Юнгу. Только Оскар Пфистер сохранял верность Фрейду, но его роль на швейцарской сцене отнюдь не была ведущей.

Прошло шесть лет, прежде чем в Швейцарии вновь была создана психоаналитическая группа. Тем временем отгремела Первая мировая война, потрясшая основы европейской цивилизации. Когда в 1919 году швейцарская группа создавалась заново, она в основных чертах напоминала «обычное» национальное психоаналитическое объединение, хотя недавнее прошлое тоже не забывалось. Так, например, условия приема в группу были довольно свободными, что вызывало скептицизм со стороны ставшего уже достаточно ортодоксальным Международного психоаналитического объединения (Freud/Pfister 163, 68—69).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также

Фрейдовские соратники
Наряду с очерками о личности и творчестве Фрейда мы решили рассказать также о двух, пожалуй, наиболее выдающихся фрейдовских учениках: Карле Абрахаме и Шандоре Ференци. Невозможно даже просто сос ...

Проблемная ситуация и процесс практического мышления
Сегодня общепризнанным стал тезис С.Л. Рубинштейна о том, что мышление едино, что его различные виды (например, практическое и теоретическое мышление) имеют общую природу, подчиняются одним и тем ...

Психоанализ в Восточной Европе
Изначально понятие «Восточная Европа» использовалось как чисто географическое наименование. К нему относили местность и государства восточный части Польши, европейскую Россию и Украину, Прибалтику ...