Иоганн Якоб Хонеггер (1885-1911), доклад которого на II Международном психоаналитическом конгрессе (30—31 марта 1910 года, Нюрнберг) о параллелях между шизофреническим мышлением и мифологией (Honegger 1910) был высоко оценен Фрейдом. Можно только гадать, как бы сложилась судьба Хонеггера, если бы не его ранняя трагическая кончина (Walser 1974). Альфонс Мёдер (1882-1971) занимался изучением сексуальности эпилептиков (Maeder 1909) и психологии больных шизофренией (Maeder 1910). Он также разрабатывал теорию сновидений и благодаря многочисленным выступлениям способствовал распространению психоанализа. При этом большое значение имели его отношения с франкоязычными учеными. По-человечески он был близок Фрейду, был ему намного ближе, чем, скажем, Рик-лин, и поэтому Фрейд весьма сожалел, когда в 1913 году Мёдер примкнул к Юнгу, оставив тем самым психоаналитическое движение (Maeder 1956). Мёдер являлся авторитетным цюрихским психотерапевтом и продолжал практиковать вплоть до последних дней свой жизни.

Людвиг Бинсвангер (1881—1966) родился в семье психиатров. Его дядя Отто Бинсвангер (18 52—1929) являлся профессором психиатрии в Иене, и это позволило Людвигу Бинсвангеру легко войти в привилегированные круги немецкой клинической психиатрии. В 1906 году он поступил на работу в Цюрихскую психиатрическую клинику, где вместе с ним работали ассистентами Карл Абрахам и Ганс В. Майер (Binswanger 1956). Там он написал большой труд о психогальванических явлениях при ассоциативном эксперименте (Binswanger 1915). Подробный анализ Бинсван-гером истерии (Binswanger 1907) относится к периоду его работы в клинике своего дяди в Йене, но, несомненно, она испытала также на себе влияние идей, развиваемых в Цюрихе. По приглашению К. Г. Юнга он сопровождал его во время первого визита к Фрейду 3 марта 1907 года. Людвиг Бинсвангер часто упоминается в переписке между Фрейдом и Юнгом, нередко в критическом контексте, поскольку оба находили его — скажем несколько упрощенно — излишне уступчивым. Несмотря на это — или как раз поэтому — в 1910 году он стал первым председателем Цюрихской группы Международного психоаналитического объединения. После роспуска этой группы (Бинсвангер единственный голосовал против) он отдалился от психоаналитических организаций и стал развивать собственные теории. В 1911 году он возглавил принадлежавшую его семье клинику Бельвью в Кройцлингене на Боденском озере. Бинсвангер был единственным швейцарцем, который, не исповедуя открыто психоанализ, как Оскар Пфистер, сумел, тем не менее, на всю жизнь сохранить дружбу с Фрейдом. Нунбергу — и, разумеется, не только ему — это казалось непонятным и даже неприемлемым, поскольку Бинсвангер уже не являлся «правильным» психоаналитиком (Nunberg 1969). Во всяком случае, к книге Бинсвангера, посвященной его дружеским отношениям с Фрейдом (см. статьи Мартина Гротьяна и Ю. фом Шайдта в т. I), официальные историки психоаналитического движения обращаются редко (о Бинсвангере см. также статью В. Бланкенбурга в т. IV).

Некоторые врачи, сыгравшие позднее важную роль в психоаналитическом движении, пришли к Фрейду из цюрихской клиники Блейлера. Это были иностранцы, и, если обратиться к социологии психоаналитика, необходимо отметить, что как иностранцам им было сложно сделать карьеру в Швейцарии. Прежде всего надо упомянуть Карла Абрахама (1877-1925) (Alexander et al. 1966, 1-13). Он был родом из Бремена и уже являлся опытным психиатром, когда в 1904 году устроился ассистентом в клинику Блейлера. Тем самым он сразу же оказался вовлечен в психоаналитическое движение. Его первые работы были посвящены темам, вызывавшим особенно оживленные дискуссии в Цюрихе: шизофрении, различиям между шизофренией и истерией, сексуальности и алкоголизму, сновидениям и мифам (Abraham 1909). В 1907 году, еще находясь в Цюрихе, Абрахам вступил в переписку с Фрейдом, и эта корреспонденция сразу приобрела серьезный, научный характер (Freud/ Abraham 1965,17 etc.). В том же году Абрахам переехал в Берлин и занялся частной практикой. Антагонизм с Юнгом, разумеется, не мог улучшить его положение в Цюрихской клинике (в письме Юнга Фрейду от 19 августа 1907 года тому имеются весьма убедительные подтверждения; Freud/Jung 1974). В последующие годы их взаимная антипатия неблагоприятно сказывалась на развитии психоаналитического движения. Тогда еще никто не мог предположить, что Абрахам займет возле Фрейда место, которое тогда принадлежало Юнгу, но то, что именно так и произошло, имеет, наверное, свои причины и в этом (см. также статью И. Кремериуса в т. I). Герман Нунберг (1884-1970), родом из небольшого городка в Польше, начал изучать медицину в Кракове, а затем продолжил занятия в Цюрихе. Уже студентом он с энтузиазмом посещал лекции Блейлера и Юнга и благодаря им обратил внимание на работы Фрейда. Под руководством Юнга он написал диссертацию. Затем он работал ассистентом в психиатрических клиниках в Шафхаузене и Берне, после чего вернулся в Краков, где углубленно занимался психоанализом, а оттуда во время Первой мировой войны переехал в Вену и попал в окружение Фрейда (Nunberg 1969). Йохан X. В. ван Офюйзен (1882—1950), позднее президент Голландского психоаналитического объединения, в 1903—1913 годах работал в клинике Блейлера. Сабина Шпиль-рейн (1885—1942), одна из русских студенток, изучавших медицину в Цюрихе, в 1911 году защитила диссертацию по психологии шизофрении (Spielrein 1911) и стала членом Венского объединения. Позднее она практиковала в Берлине и Женеве, где у нее проходил учебный анализ Жан Пиаже. В 1923 году она вернулась в Советский Союз, и связь с ней оборвалась в 1933 году, когда в этой стране был наложен запрет на психоанализ (Freud/Jung 1974, 525) . Здесь следует также назвать Отто Гросса (1877—1919). Как и И. Я. Хонеггер, он принадлежит к числу трагических фигур первых лет психоаналитического движения. Он являлся сотрудником Юнга и, будучи оригинальным автором, повлиял на его творчество. Фрейд и Юнг в равной степени помогали больному Отто Гроссу (Freud/Jung 1974, 73; Jones, нем. изд. II, 46). Макс Эйтингон (1881—1943), ставший впоследствии одной из ключевых фигур в организации психоаналитического движения, в качестве представителя Цюрихской клиники в 1907 году впервые приехал в Вену к Фрейду (Alexander et al. 1966, 210 etc.). Для Абрахама Ардена Брилла (1874—1948), первого американского психоаналитика, год, проведенный в клинике Блейлера, оказался поворотным пунктом, годом «духовного возрождения» (Alexander et al. 1966, 210 etc.). Поэтому Фрейд нисколько не преувеличивал, когда в 1914 году писал (X, 66): «Таким образом, цю-рихцы стали ядром небольшой группы, борющейся за признание психоанализа. Только у них можно было изучать новое искусство и проводить работу. Большинство моих нынешних сторонников и коллег пришли ко мне через Цюрих».

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Смотрите также

Последователи Фрейда
...

Хаинц Гартманн и современный психоанализ
Хайнц Гартманн (1894—1970), выдающийся психоаналитик второго поколения, был одним из тех, кому выпало продолжить пионерскую работу, начатую в первые десятилетия XX века Фрейдом и его соратниками. ...

Управленческие процессы
Уровень развития информационного пространства начинает самым непосредственным образом влиять на экономику, деловую и общественно-политическую активность, граждан, другие стороны жизни общества. Ин ...