До сих пор мало что известно о деятельности объединения в первые годы , но, по всей видимости, особенно активной она не была. Пфистер, например, в 1923 году сообщал, что теперь «снова (sic!) царит оживленный порядок», а несколько позже Фрейд отмечает, что у него складывается впечатление о «некоторой дремоте» в швейцарской группе, поскольку за несколько месяцев не было проведено ни одного заседания (Freud/Pfister 1963, 93 etc.). Очередной период оживления наступил несколько

неожиданно: выступление Фрейда в 1926 году в защиту неврачебного анализа привело К отделению группы врачей-психоаналитиков, в том числе, как нарочно, и самого президента Оберхольцера! В январе 1928 года Оберхольцер создал Психоаналитическое общество врачей. Разумеется, подобные события не могли не взволновать умы, ведь двое наиболее ценных сотрудников, Пфистер и Цуллигер, врачами не являлись. Фрейд проявил определенное понимание позиции Оберхольцера, написав Пфистеру, что ему тоже не по душе «с энтузиазмом сокращенный психоанализ» Пфистера и его «легковесность в приеме новых членов» (Freud/Pfister 1963,130). Тем не менее Фрейд остался на стороне прежней организации, в которой работали Пфистер, Цуллигер и примкнувший к ним за это время Сарасин (там же, 128). Раскол в рядах группы напугал все общество: в 1928 году были проведены циклы лекций в Базеле, Берне и Цюрихе, ознакомившие с психоанализом широкую публику, и была образована учебная комиссия. Группа стала меньше и компактнее: до размежевания в январе 1928 года в общество входило 30 членов, из них шесть его затем покинули. В 1933—1937 годах оно насчитывало только 22 члена. В этом году Оберхольцер попытался воссоединить свою группу с Обществом психоанализа, но при этом натолкнулся на сопротивление последнего. Оберхольцер добился даже вмешательства со стороны Международного психоаналитического объединения (Э. Джонс, X. Дойч), и было достигнуто мировое соглашение. После эмиграции в 1938 году Эмиля и Миры Оберхольцеров в США проблема лишилась смысла, поскольку именно Оберхольцер являлся душой врачебной группы. Таким образом, и в Швейцарии проблема «неврачебного психоанализа» стала причиной определенных трений.

В данном обзоре не ставится задача подробного изложения истории Швейцарского общества. Точно так же невозможно перечислить и все опубликованные работы швейцарских психоаналитиков, количество которых за последние пятьдесят пять лет достигло нескольких сотен. Остается лишь представить наиболее важные персоналии в рамках развития психоанализа в Швейцарии и рассмотреть некоторые особенности психоаналитического движения в этой стране.

Основатели (Оскар Пфистер, Герман Роршах и другие)

Цюрихский пастор Оскар Пфистер (1873—1956) в течение нескольких десятилетий оставался центральной фигурой психоаналитического движения в Швейцарии, но, хотелось бы добавить — вопреки всему. Вопреки тому, что он нередко наталкивался на резкую, хотя чаще всего и не высказанную вслух критику, которая, к сожалению, не была лишена оснований. Он не мог и не хотел отречься от своих корней — раннего, пока еще «недогматичного» психоанализа и, находясь в «свободном соединении» с Фрейдом, как он сам однажды сформулировал (Pfister 1948/49), он позволял себе разные вольности. Он пришел к психоанализу не столько из психологических или терапевтических интересов, сколько из теологических потребностей священника: психоанализ должен был стать для него средством достижения Царства Божьего в раскрепощенной любви. Трудно удержаться от проведения исторической параллели с Ж. К. Лафатером в его отношении к Ф. А. Месмеру (Milt 1953). Пфистер оставался непоколебим в своей христианской вере, однако столь же стойкой была его преданность Зигмунду Фрейду и его учению (Alexander et al. 1966,169 etc.). Даже если он не слишком обогатил психоаналитическую теорию, огромная заслуга Пфистера заключается в распространении новых идей на область теологии и педагогики. И именно теологи, причем теологи из США, стали инициаторами празднования столетнего юбилея Пфистера (Pfister-Festschhrift 1973). Пфистер, без сомнения, является основателем психоаналитического пасторства. Но, пожалуй, еще важнее, чем труд Пфистера, является сама его личность, поскольку после публикации переписки Пфистер предстал перед нами как друг Зигмунда Фрейда. Все современники единодушно признают чистоту и обаяние Пфистера, его постоянную готовность прийти на помощь и умение воодушевить.

Страницы: 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18

Смотрите также

Психоаналитическая концепция мазохизма со времен Фрейда: превращение и идентичность
Проблема мазохизма, рассматриваемая с позиции психоаналитической теории, излагается в данной статье в двух разделах. Вначале будет представлена фрейдовская концепция, разработанная в рамках первой ...

Творчество Мелани Кляйн
Разработав аналитический метод лечения маленьких детей, Мелани Кляйн создала инструмент, позволивший ей проникнуть в глубины психики и сделать новые открытия, относящиеся к раннему развитию челове ...

Психоанализ в Восточной Европе
Изначально понятие «Восточная Европа» использовалось как чисто географическое наименование. К нему относили местность и государства восточный части Польши, европейскую Россию и Украину, Прибалтику ...