Книга Пфистера вышла в конце Второй мировой войны, и ее цель состояла в том, чтобы помочь человечеству жить в мире. Пфистер обладал прямым характером, и поэтому неудивительно, что он еще задолго предсказывал поражение национал-социализма. Застав самое начало психоаналитического движения, перенеся все его бури, он стал свидетелем того, как после Второй мировой войны группы швейцарских психоаналитиков вновь влились в международное движение. С виду совсем не состарившийся, «живой, доброжелательный, легко и с юмором переносящий свою глухоту» — таким описывает Пфистера на Международном конгрессе 1949 года в Цюрихе В. Хоффер (Hoffer 1958).

Герман Роршах (1884—1922) завоевал мировую известность своим методом толкования форм, и многие не знают, что он «также» (и прежде всего!) был психоаналитиком, хотя с самого начала он являлся членом общества и был его первым вице-президентом. Роршах вырос в Шафхаузене и с 1904 по 1909 год изучал медицину в Цюрихе, то есть как раз в те годы, когда в университетской психиатрической клинике этого города активно занимались психоанализом (Ellenberger in: Rorschach 1968). В 1909 году Роршах отказался от попытки получить место в цюрихской клинике Эйгена Блейлера. Причины этого были чисто внешними: уже женатый и не имевший никаких средств молодой врач был вынужден искать хорошо оплачиваемое место, которое он и нашел в лечебнице Мюнстерлинген в Тургау. Там он написал диссертацию, которая была одобрена по предложению Эйгена Блейлера (Rorschach 1968, 41 etc.). После того как план Роршаха обосноваться в России, откуда была родом его жена, потерпел неудачу, он перешел на работу в психиатрическую клинику в Мюнсингене (Вальдау, близ Берна), а с 1915 года и вплоть до своей безвременной кончины работал в Херизау (Аппенцелль).

Неучастие Роршаха в работе Цюрихской психоаналитической группы в 1909—1914 годах объясняется, скорее всего, тем, что в те годы его не было в Цюрихе. Однако его пример показывает, что психоаналитическое учение утверждалось и в Швейцарии, даже когда в период с 1913 по 1919 год не существовало организации. Еще в 1919 году в только что созданном объединении Роршах выступил с докладом об основателях религиозных сект. С одним из них, Иоганом Бин-ггели, он встречался лично, другой, Антон Унтернерер, являлся уже фигурой исторической. Бинггели, человек невротического склада, в своей деятельности руководствовавшийся проекциями потребностей своего суеверного окружения, основал недолговечное «лесное братство». Более продолжительным оказалось влияние Унтернерера, больного шизофренией, о котором Роршах писал: «У него все десублимировано. Тенденция . к вытеснению сексуальности поставлена с ног на голову: только сексуальность и есть цель жизни . Запрет инцеста пал . Каждый символ становится прообразом или тенью единственно по-настоящему желанного, сексуальности». Пророк-шизофреник обладал огромной способностью к совращению именно потому, что его мифология обращалась к глубоким слоям бессознательного» (Rorschach 1927).

Роршах намеревался написать книгу, посвященную психоанализу основателей сект, но тем временем его интерес полностью поглотил метод толкования форм. Опять-таки следует отметить, насколько психоаналитические представления повлияли на интерпретацию изображений, используемых в тесте (Rorschach 1921): так, например, центр обозначает сознательные функции; истолкование движений и цвета ближе к бессознательному, нежели истолкование форм; истолкование цвета прежде всего говорит об аффектах, связанных с влечениями. В создании метода активное участие принимал также Эмиль Оберхольцер (см. ниже).

Страницы: 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

Смотрите также

Мышление профессионала-практика
Второй этап в развитии взглядов на практическое мышление был подготовлен бурным развитием психологии труда, изучением профессий, разработкой методов оптимизации трудовой деятельности. Тщательное и ...

Психоанализ в Восточной Европе
Изначально понятие «Восточная Европа» использовалось как чисто географическое наименование. К нему относили местность и государства восточный части Польши, европейскую Россию и Украину, Прибалтику ...

Психоаналитическая концепция мазохизма со времен Фрейда: превращение и идентичность
Проблема мазохизма, рассматриваемая с позиции психоаналитической теории, излагается в данной статье в двух разделах. Вначале будет представлена фрейдовская концепция, разработанная в рамках первой ...