Психоанализ в ШвейцарииПсихоанализ / Психоаналитическое движение / Психоанализ в ШвейцарииСтраница 17
Психоаналитическая педагогика и детский анализ
Влияние Ганса Цуллигера (1893—1965) как основателя психоаналитической педагогики и самостоятельного направления в детском психоанализе выходит далеко за пределы Швейцарии (Alexander et al. 1966, 342 etc.). Он происходил из семьи рабочих и мелких крестьян Бернского Зееланда (Kasser 1963). В педагогической семинарии кантона Берн он получил профессию учителя народной школы и в этом качестве проработал всю жизнь, начиная с 1912 года, в коммуне Иттиген близ Берна. С психоанализом он соприкоснулся, еще будучи семинаристом: директором семинарии был Эрнст Шнайдер, молодой, свободомыслящий преподаватель, включивший в свои занятия по психологии также и психоанализ. На примере Шнайдера Цуллигер мог убедиться, какое влияние могут оказать занятия психоанализом на карьеру (Schneider 1956), ведь именно интерес Шнайдера к психоанализу стал причиной того, что в 1916 году ему пришлось оставить свой пост директора семинарии (позднее Шнайдер получил должность доцента в Институте Ж.-Ж. Руссо в Женеве, затем в качестве профессора психологии и педагогики он работал в Риге, а последние годы своей жизни провел в Штуттгарте и Базеле [Graber 1953]).
Еще будучи совсем молодым учителем, в 1913 году Цуллигер попытался оказать терапевтическую помощь одному заикающемуся ученику. Чрезвычайно важной стала встреча Цуллигера с Оскаром Пфистером, «педанализ» которого преследовал аналогичные цели. За первой работой Цуллигера (Zulliger 1921) о своем опыте применения психоанализа в практике народной школы вскоре последовали другие труды, среди которых большое распространение получило популярное изложение учения Фрейда (Zulliger 1924). Первоначально Цуллигер интересовался главным образом педагогикой и педагогическим консультированием, затем под влиянием Роршаха он увлекся психоаналитически ориентированным психологическим тестированием. Цуллигер предложил два варианта теста Роршаха: тест Бена-Роршаха и предназначенный для групповых исследований Z-тест. Большой интерес вызвала его книга о молодых ворах (Zulliger 1952). В качестве показателя социопсихиатрической диспозиции к воровству при психологическом тестировании он выявил склонность к конфабуляции, эгоцентризм и импульсивность аффектов при недостаточном их торможении. Но, пожалуй, наибольшее значение имела разработанная Цуллиге-ром игровая терапия (Сарасин, личное сообщение). Он создал собственный метод, практически полностью отказавшись в нем (в противоположность, например, Мелани Кляйн) от вербальных интерпретаций. По мнению Цуллигера, слова являются ненужным окольным путем к бессознательному ребенка. Эта приближенная к практике «чисто игровая терапия» получила большое распространение в послевоенной Германии. Особой заслугой Цуллигера является то, что активной преподавательской и лекционной деятельностью он внес существенный вклад в возрождение психоанализа в Германии после Второй мировой войны.
Детский психоанализ, основы которого в Швейцарии заложили Пфистер и Цуллигер, развивается ныне в Цюрихе прежде всего благодаря Жаку Берна (род. 1911).
Хотя традиционным центром швейцарского психоанализа стал Цюрих, его союзники, а затем и действующие психоаналитики появились также в Женеве. В 20-е годы интерес к психоанализу пробудился и в Базеле.
Филипп Сарасин (1888-1968) — потомок старинного базельского рода, внесшего свой вклад в историю культуры. Сдав в 1915 году в Базеле государственные экзамены по медицине, он работал в Цюрихской психиатрической клинике и прошел анализ у Франца Риклина. В течение пяти лет (1916—1921) Сарасин работал в психиатрической клинике в Райнау (Walser 1970). Из них, правда, два года пришлись на военную службу в период Первой мировой войны. Едва ли следовало ожидать, что из этой провинциальной больницы можно было найти путь к Фрейду; но именно это удалось Сарасину. Его начальник, ученик Фореля Фридрих Рис, поощрял интерес Сарасина к психоанализу. В конце концов Сарасин отправился в Вену, чтобы пройти психоанализ у Фрейда. Затем несколько десятилетий он занимался частной психоаналитической практикой в Базеле. Кроме психоаналитического очерка образа Миньоны у Гёте, он почти ничего не опубликовал; его заслуги прежде всего связаны с организационной деятельностью. Сарасин был верным представителем Фрейда в Швейцарии и с 1928-го по 1960 год возглавлял Швейцарское общество психоанализа.
Смотрите также
Организация рационального питания
Изучение радиационных воздействий на организм человека показывает, насколько опасно влияние радиации. Причем, как показали последние исследования, действия малых доз радиации на человека в большой ...
Очерк различных взглядов на природу практического мышления
С момента его появления и на протяжении многих последующих лет термин «практический
интеллект» неоднократно менял свое содержание. И это было связано не только с различиями
в эмпирическом материал ...
Психоаналитическая теория депрессии
В начале нашего столетия психоаналитики в ходе лечения больных стали собирать
эмпирический материал относительно депрессии и на его основе создавать теорию (Abraham
1912, Freud 1917), получившую в ...