Психоаналитическая педагогика и детский анализ

Влияние Ганса Цуллигера (1893—1965) как основателя психоаналитической педагогики и самостоятельного направления в детском психоанализе выходит далеко за пределы Швейцарии (Alexander et al. 1966, 342 etc.). Он происходил из семьи рабочих и мелких крестьян Бернского Зееланда (Kasser 1963). В педагогической семинарии кантона Берн он получил профессию учителя народной школы и в этом качестве проработал всю жизнь, начиная с 1912 года, в коммуне Иттиген близ Берна. С психоанализом он соприкоснулся, еще будучи семинаристом: директором семинарии был Эрнст Шнайдер, молодой, свободомыслящий преподаватель, включивший в свои занятия по психологии также и психоанализ. На примере Шнайдера Цуллигер мог убедиться, какое влияние могут оказать занятия психоанализом на карьеру (Schneider 1956), ведь именно интерес Шнайдера к психоанализу стал причиной того, что в 1916 году ему пришлось оставить свой пост директора семинарии (позднее Шнайдер получил должность доцента в Институте Ж.-Ж. Руссо в Женеве, затем в качестве профессора психологии и педагогики он работал в Риге, а последние годы своей жизни провел в Штуттгарте и Базеле [Graber 1953]).

Еще будучи совсем молодым учителем, в 1913 году Цуллигер попытался оказать терапевтическую помощь одному заикающемуся ученику. Чрезвычайно важной стала встреча Цуллигера с Оскаром Пфистером, «педанализ» которого преследовал аналогичные цели. За первой работой Цуллигера (Zulliger 1921) о своем опыте применения психоанализа в практике народной школы вскоре последовали другие труды, среди которых большое распространение получило популярное изложение учения Фрейда (Zulliger 1924). Первоначально Цуллигер интересовался главным образом педагогикой и педагогическим консультированием, затем под влиянием Роршаха он увлекся психоаналитически ориентированным психологическим тестированием. Цуллигер предложил два варианта теста Роршаха: тест Бена-Роршаха и предназначенный для групповых исследований Z-тест. Большой интерес вызвала его книга о молодых ворах (Zulliger 1952). В качестве показателя социопсихиатрической диспозиции к воровству при психологическом тестировании он выявил склонность к конфабуляции, эгоцентризм и импульсивность аффектов при недостаточном их торможении. Но, пожалуй, наибольшее значение имела разработанная Цуллиге-ром игровая терапия (Сарасин, личное сообщение). Он создал собственный метод, практически полностью отказавшись в нем (в противоположность, например, Мелани Кляйн) от вербальных интерпретаций. По мнению Цуллигера, слова являются ненужным окольным путем к бессознательному ребенка. Эта приближенная к практике «чисто игровая терапия» получила большое распространение в послевоенной Германии. Особой заслугой Цуллигера является то, что активной преподавательской и лекционной деятельностью он внес существенный вклад в возрождение психоанализа в Германии после Второй мировой войны.

Детский психоанализ, основы которого в Швейцарии заложили Пфистер и Цуллигер, развивается ныне в Цюрихе прежде всего благодаря Жаку Берна (род. 1911).

Хотя традиционным центром швейцарского психоанализа стал Цюрих, его союзники, а затем и действующие психоаналитики появились также в Женеве. В 20-е годы интерес к психоанализу пробудился и в Базеле.

Филипп Сарасин (1888-1968) — потомок старинного базельского рода, внесшего свой вклад в историю культуры. Сдав в 1915 году в Базеле государственные экзамены по медицине, он работал в Цюрихской психиатрической клинике и прошел анализ у Франца Риклина. В течение пяти лет (1916—1921) Сарасин работал в психиатрической клинике в Райнау (Walser 1970). Из них, правда, два года пришлись на военную службу в период Первой мировой войны. Едва ли следовало ожидать, что из этой провинциальной больницы можно было найти путь к Фрейду; но именно это удалось Сарасину. Его начальник, ученик Фореля Фридрих Рис, поощрял интерес Сарасина к психоанализу. В конце концов Сарасин отправился в Вену, чтобы пройти психоанализ у Фрейда. Затем несколько десятилетий он занимался частной психоаналитической практикой в Базеле. Кроме психоаналитического очерка образа Миньоны у Гёте, он почти ничего не опубликовал; его заслуги прежде всего связаны с организационной деятельностью. Сарасин был верным представителем Фрейда в Швейцарии и с 1928-го по 1960 год возглавлял Швейцарское общество психоанализа.

Страницы: 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22

Смотрите также

Хаинц Гартманн и современный психоанализ
Хайнц Гартманн (1894—1970), выдающийся психоаналитик второго поколения, был одним из тех, кому выпало продолжить пионерскую работу, начатую в первые десятилетия XX века Фрейдом и его соратниками. ...

Учетная политика
Под учетной политикой хозяйствующего субъекта в соответствии с ПБУ 1/98 "Учетная политика предприятия" понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета первичного ...

Психоаналитическая теория депрессии
В начале нашего столетия психоаналитики в ходе лечения больных стали собирать эмпирический материал относительно депрессии и на его основе создавать теорию (Abraham 1912, Freud 1917), получившую в ...