В романоязычной Швейцарии некоторые психиатры-клиницисты также были близки к психоанализу. Из их числа следует выделить Андре Репона (1886-1973), ученика Эйгена Блейлера, а с 1916 года директора психиатрической лечебницы Мале-воз (Валлис). Он активно участвовал в психогигиеническом движении и организовал в своей клинике социально-психиатрическую службу, ставшую образцом для всей Швейцарии и других стран (Rйmy 1974).

Особенно важную роль в развитии психоанализа в романской Швейцарии сыграл Раймон де Соссюр (1894-1971). Его жизненный путь напоминает карьеру А. Флурнуа и Ш. Одье: он тоже изучал медицину в своем родном городе Женеве, специализировался в области психиатрии и обучался психоанализу за границей: в Вене у Фрейда, в Берлине у ф. Александера и в Париже у А. Лёвенштейна. В 1940-1952 годах он преподавал и вел частную практику в Нью-Йорке, а затем вплоть до своей смерти — в Женеве. В 1960—1967 годах он являлся президентом Швейцарского общества психоанализа. Его книга о психоаналитическом методе стала первым учебником по психоанализу на французском языке; она вышла в Париже в 1922 году с предисловием 3. Фрейда. В книге «Греческое чудо» (de Saussure 1939) де Соссюр попытался дать психоаналитическую интерпретацию древнегреческой культуры с учетом социологических и психологических факторов. Из огромного числа публикаций де Сос-сюра следует также упомянуть опубликованную после его смерти книгу о развитии психоанализа, написанную в соавторстве с Л. Шертоком; в ней исследуется роль бессознательного и переноса в историческом процессе (Chertok, de Saussure 1973). Р. де Соссюр был также известным историком психиатрии (Walser 1973).

Преждевременная кончина Мишеля Грессо (1918—1975) лишила швейцарский психоанализ одного из ведущих его представителей. В 1970-1973 годах он являлся президентом Швейцарского общества психоанализа. Ему также принадлежит ряд важных работ по психологии.

30-е годы и Вторая мировая война

Если научные движения в ходе истории, как правило, имеют волнообразное течение, то в развитии швейцарского психоанализа в этот период наблюдался спад. Хотя Швейцарское общество психоанализа продолжало нормально функционировать, никакого влияния, особенно на студенческую молодежь, оно не оказывало. В 1937 году общество насчитывало 24 члена. При этом франкоязычные аналитики ориентировались во многом на Францию (А. Флурнуа, Р. де Соссюр и А. Репон являлись одновременно членами Парижского общества), два немецкоязычных аналитика, Людвиг Бинсвангер, а затем и Медард Босс, все активнее развивали собственное экзистенциально-аналитическое направление (см. статью В. Бланкенбурга в т. IV). Равновесие между традицией и прогрессом, которым в конечном счете и определяется развитие науки, совершенно не соблюдалось. Об этом свидетельствовало также и то, что Густаву Балли (1893—1966) стоило больших трудов вступить в Швейцарское общество, несмотря на то, что он в течение многих лет учился в знаменитом Берлинском психоаналитическом институте и являлся полноправным членом Немецкого объединения. Эту ситуацию Балли объяснял тем, что он всегда открыто выступал за фрейдовский психоанализ (Jones 1957, нем. изд., т. III, 199).

В процессе «нацификации» Германии «Центральный бюллетень психотерапии» в феврале 1933 года оказался на грани своего закрытия после того, как Эрнст Креч-мер вышел из состава редакции. Вскоре после появления очередного номера (декабрь 1933 года) Балли подверг К. Г. Юнга резкой критике. Он, в частности, писал: «Издателем этого журнала считается доктор К. Г. Юнг . То есть швейцарец редактирует официальный орган общества, которое, по выражению одного из его руководителей, доктора М. Г. Геринга, "требует от всех своих публикующихся членов, чтобы они со всей научной серьезностью проработали книгу Адольфа Гитлера "Майн Кампф" и взяли ее за основу"» (Bally 1934). Вполне понятное возмущение Балли было спровоцировано следующим ходом событий. «Присягу верности» Гитлеру, о которой он говорил, планировалось поместить только в «немецком приложении» «Центрального бюллетеня», предназначавшемся для распространения в Германии. «Международное общество психотерапии», научным органом которого являлся «Центральный бюллетень», состояло тогда из национальных групп, и немецкая группа, чтобы уцелеть, была вынуждена присоединиться к господствующей идеологии Гитлера. По небрежности или недосмотру (потом уже начали задавать вопрос, не было ли здесь чьего-то умысла) «присяга верности» появилась также и в обычном номере «Центрального бюллетеня», при этолл Юнг даже не был поставлен в известность. Для него как редактора ситуация оказалась весьма щекотливой. В письмах того времени он не раз возвращался к ней. На критику Балли он ответил в своей статье «Современное» (Jung 1934). (Балли все-таки не приписывал Юнгу окончательного обращения в веру национал-социализма. Это следует из того, что в 1938 году под руководством Юнга он занимался созданием психотерапевтического учебного учреждения.)

Страницы: 15 16 17 18 19 20 21 22

Смотрите также

Хаинц Гартманн и современный психоанализ
Хайнц Гартманн (1894—1970), выдающийся психоаналитик второго поколения, был одним из тех, кому выпало продолжить пионерскую работу, начатую в первые десятилетия XX века Фрейдом и его соратниками. ...

Фрейдовские соратники
Наряду с очерками о личности и творчестве Фрейда мы решили рассказать также о двух, пожалуй, наиболее выдающихся фрейдовских учениках: Карле Абрахаме и Шандоре Ференци. Невозможно даже просто сос ...

Организация рационального питания
Изучение радиационных воздействий на организм человека показывает, насколько опасно влияние радиации. Причем, как показали последние исследования, действия малых доз радиации на человека в большой ...