В период Второй мировой войны (1939-1945) психоанализ в Австрии и Германии пришел в полный упадок. К сожалению, Швейцария, где еще звучало свободное немецкое слово, не смогла заполнить образовавшую пустоту. Причину этого следует искать не только в немногочисленности и слабости Швейцарского общества, но и в том, что немецкие и австрийские психоаналитики предпочли эмигрировать в Англию и США. Швейцарские психоаналитики ничем не смогли помочь и аналитикам послевоенной Германии в их потребности наверстать упущенное, хотя деятельность некоторых из них (Цуллигера, Менга, Балли) заслуживает всяческого признания. Отсутствие в Швейцарии учебных учреждений стало теперь особенно ощутимым, но все усилия Швейцарского общества в этом направлении поначалу оставались бесплодными.

Некоторые замечания о последних трех десятилетиях

К концу 40-х годов в нашей стране вновь возрос интерес к психоанализу и психотерапии. Первый толчок, как и пятьюдесятью годами раньше, дала Цюрихская психиатрическая клиника. Манфред Блейлер (род. 1903), сын Эйгена Блейлера и тогдашний директор клиники, поручил Густаву Балли и Медарду Боссу вести обучение ассистентов клиники в области психотерапии. Их семинары, проводившиеся регулярно в течение многих лет, оказали влияние практически на всех учившихся в Цюрихе молодых психиатров. В клинике вновь стала применяться психотерапия больных шизофренией (с этой целью несколько раз приглашалась мадам М.-А. Сешейе). В этой работе принимали участие Б. Штелин (род. 1923), X. Мюллер (род. 1921, ныне профессор психиатрии в Лозанне) и прежде всего Гаэтано Бенедетти (род. 1920) (Benedetti 1975). Отчасти при содействии Цюрихской клиники возник Институт врачебной психотерапии (Bally 1965/66). На рабочих собраниях института, организованных Ф. Меервайном (род. 1922), проводились встречи с ведущими психоаналитиками (В. Хоффером, В. В. Кемпером, Г. Шойнертом, В. Лохом, В. Солмсом, X. Э. Рихтером, Р. де Соссюром, Э. Блюмом), но, самое главное, в институте была разработана программа обучения. Собственно психоаналитическое направление представлял Густав Балли, хотя какое-то время он интересовался прежде всего экзистенциальным анализом (Meerwein, 1968). Балли обладал разносторонними талантами и умел их применять ; примером тому может служить его книга о роли игры (Bally 1966). Однако он не забывал о своем солидном образовании в области «классического» психоанализа и к концу своей жизни все больше обращался к нему. Его книга, излагающая психоаналитическую теорию (Bally 1961), стала, кроме того, популярным учебным пособием. После смерти Густава Балли (1966) Медард Босс в 1972 году основал Институт экзистенциального анализа, а Институт врачебной психотерапии прекратил свою деятельность .

Но и психоанализ (в настоящей статье мы понимаем под этим термином только организованное психоаналити lecKoe движение фрейдовского направления ) постепенно извлекал пользу из вновь пробудившегося к нему интереса. В 1958 году с организацией Цюрихского психоаналитического семинара сбылась наконец давняя мечта о создании психоаналитического учебного центра; впрочем, во французской Швейцарии (в Женеве и Лозанне) еце чуть раньше был создан Романский центр психоаналитического образования. Хотя Цюрихский семинар должен готовить действительных членов Швейцарского общества психоанализа, непосредственно от него он не зависит. Здесь до сих пор не проводится отбор перед обучением, как это теперь принято во всех институтах Международного психоаналитического объединения (Morgenthaler, Berna 1967). Поскольку и поныне большая часть учебной работы проводится самостоятельно, разумеется, существует опасность привлечения аналитиков-дилетантов, которые скорее повредят делу, нежели принесут ему пользу. Эта проблема, однако, отнюдь не является специфической для Швейцарии. То же самое относится и к появлению людей, которых политические мнения интересует больше, чем психоанализ.

Страницы: 16 17 18 19 20 21 22

Смотрите также

Очерк теории практического мышления
Мышление едино, но имеет различные виды и формы [123]. Некоторые из них изучены лучше, детальнее, например, теоретическое мышление, мышление академическое, мышление в лабораторных условиях. Это об ...

Организация рационального питания
Изучение радиационных воздействий на организм человека показывает, насколько опасно влияние радиации. Причем, как показали последние исследования, действия малых доз радиации на человека в большой ...

Психоаналитическая теория депрессии
В начале нашего столетия психоаналитики в ходе лечения больных стали собирать эмпирический материал относительно депрессии и на его основе создавать теорию (Abraham 1912, Freud 1917), получившую в ...