Можно было бы ожидать, что Форель примет психоанализ с пониманием, тем более что, помимо теоретических предпосылок, он привнес в науку сформированные им самим представления о детской сексуальности (Forel 1947, 19, 21-22,24) и новое представление о «сексуальном Bonpocel» (Forel 1905). Однако этого не произошло: уже в последующих изданиях книги, которую рецензировал Фрейд, проявляется двойственное, а то и негативное отношение (Bialas 1974), а в частном разговоре Форель открыто ругал психоанализ не хуже любого немецкого профессора (Forel 1968, 393.). Тем не менее он подготовил почву для того, чтобы его ученики, Эйген Блейлер и Адольф Мейер, смогли понять психоанализ непосредственно. Трудно себе представить, чтобы без этой предварительной работы Форе-ля психоанализ в Швейцарии был принят так быстро и с таким воодушевлением. Во времена Блейлера и Юнга влияние Фореля в психиатрической клинике по-прежнему было весьма ощутимым. Наверное, Фрейд представлял себе это, когда писал Юнгу: «Но я знаю, что Форель — человек другого склада, чем прочие наши противники .» (Freud/Jung 1974, 279).

Встреча психиатрии и психоанализа. Эйген Блейлер как защитник и критик психоанализа и создатель учения о шизофрении

Эйген Блейлер (1857-1939) в 1898 году возглавил университетскую психиатрическую клинику Бургхёльцли в Цюрихе. Именно благодаяр Блейлеру психоанализ появился в Швейцарии. Если это и не всегда признавалось, то не только из-за амбивалентного отношения Блейлера к новой теории, но и из-за очень сложных отношений, сложившихся у него со своим помощником К. Г. Юнгом, который впоследствии стал играть главную роль в швейцарском психоанализе. Однако Юнг поступил на работу в клинику Блейлера как раз потому, что тот считался одним из самых выдающихся психиатров, и именно Блейлер обратил внимание Юнга на психоанализ. Бессмысленно рассуждать на тему того, пришел бы Юнг каким-то другим путем в психоанализ или же его жизнь приняла бы совсем иной оборот.

Эйген Блейлер был не просто последователем Аугуста Фореля, он был его учеником. При этом у него был немалый (активный и даже пассивный!) опыт использования гипноза, и он столь же тщательно следил за соответствующей литературой, как и позднее за психоаналитическими публикациями. Весьма вероятно, что имя Фрейда Блейлер услышал еще от Фореля. Во всяком случае на него произвело впечатление даже исследование Фрейда по афазии (1891), оставшееся в целом незамеченным научным миром; оно побудило Блейлера к публикации сообщения об одном случае из собственной практики (Bleuler 1892, 1893а). Затем он рецензировал также выполненный Фрейдом перевод книги Шарко (Charcot 1892, Bleuler 1893, 1895) и «Очерки об истерии» Брейера и Фрейда (Breuer, Freud 1895).

Таким образом, именно Блейлера следует благодарить за то, что 25 января 1900 года перед врачами цюрихской клиники с обзором учения Фрейда о сновидениях выступил Юнг (Hillman 1973), который в то время был новичком и успел проработать в клинике всего несколько недель (Jg 1962). Работа Блейлера о «негативной внушаемости» настолько напоминает рассуждения Фрейда о возникновении истерических симптомов вследствие «противоволия», что это никак нельзя приписать простому совпадению (Freud I, 3—17; Bleuler 1904), хотя сам Фрейд ни разу не упомянут в этой работе и не исключено влияние с совсем другой стороны. Блейлер чрезвычайно расширяет рамки этого термина, он говорит о «противопредставлениях», о «контрассоциациях» и даже о «самостоятельности механизма контрастности». Особенно важным является его замечание о том, «что многие из наиболее очевидных симптомов dementia praecox представляют собой лишь качественно или количественно искаженные механизмы обычной душевной жизни», и по этому поводу он ссылается на работу Юнга и Риклина.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Смотрите также

Последователи Фрейда
...

Творчество Вильгельма Райха и его последователей
Вне всякого сомнения, Вильгельм Райх — одна из самых неоднозначных фигур в истории психоанализа. Мы обязаны Райху тем, что терапевтическая техника психоанализа стала доступна для систематического ...

Творчество Мелани Кляйн
Разработав аналитический метод лечения маленьких детей, Мелани Кляйн создала инструмент, позволивший ей проникнуть в глубины психики и сделать новые открытия, относящиеся к раннему развитию челове ...