Можно было бы ожидать, что Форель примет психоанализ с пониманием, тем более что, помимо теоретических предпосылок, он привнес в науку сформированные им самим представления о детской сексуальности (Forel 1947, 19, 21-22,24) и новое представление о «сексуальном Bonpocel» (Forel 1905). Однако этого не произошло: уже в последующих изданиях книги, которую рецензировал Фрейд, проявляется двойственное, а то и негативное отношение (Bialas 1974), а в частном разговоре Форель открыто ругал психоанализ не хуже любого немецкого профессора (Forel 1968, 393.). Тем не менее он подготовил почву для того, чтобы его ученики, Эйген Блейлер и Адольф Мейер, смогли понять психоанализ непосредственно. Трудно себе представить, чтобы без этой предварительной работы Форе-ля психоанализ в Швейцарии был принят так быстро и с таким воодушевлением. Во времена Блейлера и Юнга влияние Фореля в психиатрической клинике по-прежнему было весьма ощутимым. Наверное, Фрейд представлял себе это, когда писал Юнгу: «Но я знаю, что Форель — человек другого склада, чем прочие наши противники .» (Freud/Jung 1974, 279).

Встреча психиатрии и психоанализа. Эйген Блейлер как защитник и критик психоанализа и создатель учения о шизофрении

Эйген Блейлер (1857-1939) в 1898 году возглавил университетскую психиатрическую клинику Бургхёльцли в Цюрихе. Именно благодаяр Блейлеру психоанализ появился в Швейцарии. Если это и не всегда признавалось, то не только из-за амбивалентного отношения Блейлера к новой теории, но и из-за очень сложных отношений, сложившихся у него со своим помощником К. Г. Юнгом, который впоследствии стал играть главную роль в швейцарском психоанализе. Однако Юнг поступил на работу в клинику Блейлера как раз потому, что тот считался одним из самых выдающихся психиатров, и именно Блейлер обратил внимание Юнга на психоанализ. Бессмысленно рассуждать на тему того, пришел бы Юнг каким-то другим путем в психоанализ или же его жизнь приняла бы совсем иной оборот.

Эйген Блейлер был не просто последователем Аугуста Фореля, он был его учеником. При этом у него был немалый (активный и даже пассивный!) опыт использования гипноза, и он столь же тщательно следил за соответствующей литературой, как и позднее за психоаналитическими публикациями. Весьма вероятно, что имя Фрейда Блейлер услышал еще от Фореля. Во всяком случае на него произвело впечатление даже исследование Фрейда по афазии (1891), оставшееся в целом незамеченным научным миром; оно побудило Блейлера к публикации сообщения об одном случае из собственной практики (Bleuler 1892, 1893а). Затем он рецензировал также выполненный Фрейдом перевод книги Шарко (Charcot 1892, Bleuler 1893, 1895) и «Очерки об истерии» Брейера и Фрейда (Breuer, Freud 1895).

Таким образом, именно Блейлера следует благодарить за то, что 25 января 1900 года перед врачами цюрихской клиники с обзором учения Фрейда о сновидениях выступил Юнг (Hillman 1973), который в то время был новичком и успел проработать в клинике всего несколько недель (Jg 1962). Работа Блейлера о «негативной внушаемости» настолько напоминает рассуждения Фрейда о возникновении истерических симптомов вследствие «противоволия», что это никак нельзя приписать простому совпадению (Freud I, 3—17; Bleuler 1904), хотя сам Фрейд ни разу не упомянут в этой работе и не исключено влияние с совсем другой стороны. Блейлер чрезвычайно расширяет рамки этого термина, он говорит о «противопредставлениях», о «контрассоциациях» и даже о «самостоятельности механизма контрастности». Особенно важным является его замечание о том, «что многие из наиболее очевидных симптомов dementia praecox представляют собой лишь качественно или количественно искаженные механизмы обычной душевной жизни», и по этому поводу он ссылается на работу Юнга и Риклина.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Смотрите также

Психоаналитическая теория депрессии
В начале нашего столетия психоаналитики в ходе лечения больных стали собирать эмпирический материал относительно депрессии и на его основе создавать теорию (Abraham 1912, Freud 1917), получившую в ...

Творчество Мелани Кляйн
Разработав аналитический метод лечения маленьких детей, Мелани Кляйн создала инструмент, позволивший ей проникнуть в глубины психики и сделать новые открытия, относящиеся к раннему развитию челове ...

Психотерапия (поведенческая психотерапия)
Психотерапия - это наука о влиянии слова на психику, а через нее на весь организм человека с целью сохранения и восстановления здоровья. Инструментом влияния является язык врача. Применение психотера ...