В сентябре 1904 года Блейлер вступил в переписку с Фрейдом (см. статью М. Гро-тьяна «Переписка Фрейда» в т. I), и в это же время психоанализ становится постоянным предметом обсуждения в клинике Блейлера. Вскоре Блейлер начинает энергично отстаивать наличие «фрейдовского механизма», причем не только при dementia praecox, но и в случае delirium tremens, органических душевных заболеваний и эпилептических сумеречных состояний. Тем самым подтверждалась универсальность открытий Фрейда в области психопатологии. Неудивительно, что оппозиция взволновалась. Блейлер энергично выступил на стороне Фрейда в споре с психиатром Густавом Ашаффенбургом (1866—1944), упрекая последнего в готовности «поскорее выплеснуть всю воду из ванны, даже не дав никому посмотреть, нет ли там очаровательного и жизнеспособного ребенка» (Bleuler 1906—1907). В том же 1906 году появилось первое издание книги Блейлера «Аффективность, внушаемость, паранойя». Разумеется, эту книгу нельзя отнести к числу психоаналитических публикаций, однако время от времени в ней обнаруживается влияние Фрейда, когда, например, Блейлер вновь подчеркивает тесную взаимосвязь между нормальным и паранойяльным мышлением: «Постоянно встречались обусловленные аффектами заблуждения, которые возникали аналогично повседневному опыту здоровых людей, а затем фиксировались и распространялись». Эти заблуждения возникают и у здоровых людей; патологическими они становятся лишь в результате фиксации. Юнгу еще предстояло показать, что многие симптомы dementia praecox — если не все — связаны с аффективно окрашенными комплексами. Кроме того, в этой книге Блейлер попытался прояснить и четко определить понятие «чувство», введя термин «аффективность», «главный побудительный элемент наших поступков» (Bleuler 1906,138). Очевидно, Фрейд не мог взять многого из этой книги, его мысль пролагала иные пути. На этот счет он высказался коротко и ясно: «Чувство, скорее всего, это внутреннее восприятие катексиса влечений» (Freud/Jung 1974, 89), и Юнг тут же с ним согласился (Freud/Jung 1974, 90), добавив: если Фрейда не устраивает термин «Я» в книге Блейлера, то он может приобщить к этому и представление о «комплексе Я» самого Юнга, поскольку «оба никуда не годятся».

Ближе всего Блейлер подошел к психоанализу в своей апологетической работе «Психоанализ Фрейда» (Bleuler 1910, 20, 23, 26-27, 57). Ее чтение доставляет

удовольствие даже сегодня. Ьлейлеру, похоже, удалось преодолеть двойственное отношение К психоанализу, его возражения противникам нового учения энергичны и аргументированны, формулировки лаконичны и четки. По поводу так называемого «пансексуализма», в котором противники обвиняли Фрейда, например, говорится: «Сексуального влечения не имеет только калека» — или: «Кто не видит детскую сексуальность, тот просто слеп по отношению к повседневным вещам» — или, с иронией: «Констатация детской сексуальности влечет за собой открытие эдипова комплекса. Зто — вершина глупости, безбожия, омерзительный продукт заблудшей фантазии, так что неоспоримое опровержение самого существования сексуального чувства между родителями и детьми . можно видеть в восклицаниях, которыми сопровождается появление на свет уродца». По поводу психопатологии он замечает: «Фрейд дал такие подтверждения моему собственному опыту в области шизофрении, которые оказались крайне неожиданными для меня самого». Что же касается «аморальности» психоанализа, то, разумеется, существует опасность, что человек, подвергшийся анализу, утратит «невинность», однако сам он, Блейлер, мало ценит такую невинность, которая сводится лишь к расщеплению сознания и сексуальности, выливается в болезненные симптомы, как в случае того критика, который-де «предпочтет, чтобы его дочери всю жизнь оставались истеричками, нежели подвергнуть их подобному лечению». Растроганный Фрейд поблагодарил за эту книгу , которую в письме Юнгу он назвал «доброй и благосклонной» (Freud/Jung 1974, 421) и даже «великолепной апологией» (Freud/Jung 1974, 424).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Смотрите также

Методический инструментарий для учебных занятий по анализу конфликтов и ведению переговоров
Будьте самоучками - не ждите, чтобы вас научила жизнь. Станислав Ежи Лец Особенности психологического экспериментирования, при котором предметом моделирования и изучения является конфликт, состоят ...

Творчество Вильгельма Райха и его последователей
Вне всякого сомнения, Вильгельм Райх — одна из самых неоднозначных фигур в истории психоанализа. Мы обязаны Райху тем, что терапевтическая техника психоанализа стала доступна для систематического ...

Очерк различных взглядов на природу практического мышления
С момента его появления и на протяжении многих последующих лет термин «практический интеллект» неоднократно менял свое содержание. И это было связано не только с различиями в эмпирическом материал ...