Затем Юнг подробно описывает анализ одной давней пациентки клиники, портнихи Бабетты Шт. Тот, кто хоть немного знаком с динамической психиатрией, сегодня уже не сможет сразу осознать, каким огромным достижением она казалась, когда высказывания, выглядевшие совершенно бессмысленными и недоступными для понимания, приобретали в конце концов некий смысл. Так, высказывания пациентки вроде «Я — незаменимый двойной политехникум», или «Я — Германия и Гельвеция из исключительно сладкого масла», или «Я — обшивка музея улиток, это сразу видно по мне» совершенно естественно выстраивались в цепочку взаимосвязей (Jung 1907,133 etc.). Уже это достижение являлось огромным как для клинической психиатрии, так и для самих пациентов; правда, не потому, что позволило изобрести эффективный способ терапии, а потому, что тем самым впервые появилась возможность какой-либо психотерапии, и не в последнюю очередь еще и потому, что больной шизофренией становился потенциально «понятным» и требовал к себе отношения как к человеку. Это ни в коей мере не противоречит заявлению Фрейда о том, что его интересует не столько выраженность симптома, сколько психический механизм заболевания; впрочем, его вывод о том, что швейцарские исследователи отошли от этой позиции, был, пожалуй, слишком огульным (Freud X, 68).

В своей книге (Jung 1907, 85, 99, 111, 178) Юнг неоднократно упоминает автобиографическое описание психоза Паулем Шребером (Schreber 1903). Книга Шре-бера оказала значительное влияние на цюрихскую группу, и весьма занятно отыскивать в переписке следы формулировок Шребера. Юнг привлек внимание Фрейда к данной книге (Freud/Jung 1974, 339), и фрейдовский анализ этого случая разросся до объемного описания истории болезни (см. статью М. Гротьяна в т. I).

Итак, если вклад цюрихцев в виде ассоциативного эксперимента имел значение в основном лишь для того времени, а выводы из юнгианского «учения о комплексах», по мнению Фрейда, оставались не слишком значительным приобретением (X, 67—68), то приобщение шизофрении к психоаналитической науке стало важным и непреходящим достижением.

Однако активность Юнга отнюдь не исчерпывалась ассоциативным экспериментом и учением о шизофрении — в те же годы он приобрел богатый опыт в области психоанализа и психотерапии неврозов. В его работах обнаруживаются многие оригинальные мысли и формулировки, относящиеся к данной проблеме. Поэтому эти сочинения и сегодня остаются ценными с практической точки зрения и позволяют понять, почему Фрейд — даже если отвлечься от чисто личных отношений — возлагал столько надежд на Юнга. Мы приведем лишь несколько примеров. Так, в своей работе о роли отца (Jung 1909, 158, 167 etc.) Юнг указывает на двусторонность эдипова комплекса: «Можно задать вопрос: в чем заключается магическая сила родителей, которая привязывает к ним детей порой на всю жизнь? Психоаналитик знает, что это не что иное, как сексуальность с обеих сторон» (курсив мой. — Г. В.). В другом месте он не только выводит судьбу человека из его развития в раннем детстве, но и привлекает для объяснения также религию: «Когда мы психоаналитически исследуем законы нашей жизни, мы видим таюке, как некая могучая рука незаметно определяет нашу судьбу, и далеко не всегда эту руку можно назвать благотворной. Мы часто называем ее рукой Бога или рукой дьявола, ибо сила детских впечатлений в ходе столетий стала доказательным материалом религий». Он таюке указал на важность идентификации дочери с матерью. Юнг подчеркивает «Наша жизненная судьба, в сущности, идентична судьбам нашей сексуальности». Здесь Юнг пока еще всецело движется в фарватере теории Фрейда, и в его работах нетрудно найти параллели с тогдашними или появившимися в дальнейшем идеями Фрейда, причем в силу тесного контакта между ними напрасно было бы пытаться в каждом отдельном случае искать «оригинальность», а тем более приоритет. То же самое относится и к опубликованной Юнгом в следующем году (Jung 1910а) работе о конфликтах детской души, в которой он, следуя примеру фрейдовского анализа «маленького Ганса» (см. соответствующую статью М. Гротьяна в т. I), сообщает о своих наблюдениях над дочерью Агатой в период от трех до пяти лет. Здесь Юнг не только подтверждает этими наблюдениями психоаналитическую теорию, но и указывает на ее важность для педагогики.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

Смотрите также

Творчество Вильгельма Райха и его последователей
Вне всякого сомнения, Вильгельм Райх — одна из самых неоднозначных фигур в истории психоанализа. Мы обязаны Райху тем, что терапевтическая техника психоанализа стала доступна для систематического ...

Творчество Мелани Кляйн
Разработав аналитический метод лечения маленьких детей, Мелани Кляйн создала инструмент, позволивший ей проникнуть в глубины психики и сделать новые открытия, относящиеся к раннему развитию челове ...

Управленческие процессы
Уровень развития информационного пространства начинает самым непосредственным образом влиять на экономику, деловую и общественно-политическую активность, граждан, другие стороны жизни общества. Ин ...